Всем известно о запрете разговаривать по мобильному телефону водителям автотранспорта во время движения, но немногие задумывались о том, почему этот запрет вступил в силу.
Крупнейшие американские учёные в области психологии в университете города Юта провели масштабное исследование этого вопроса. Их целью было подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ошибки на дорогах связаны с разговором по мобильному телефону, а также установить, что отвлекает водителя больше телефон или всё же сидящий рядом человек.
В американском психологическом журнале «Journal of Experimental Psychology» своё предположение по этому поводу выразил руководитель исследования психолог Фрэнк Дрьюз.
Он заявил, что влияние человека и мобильного на водителя неодинаково. Это подтверждают результаты эксперимента, в котором принимали участие более 40 водителей. Им было предложено проехать 50 км пути в трёх разных ситуациях: разговаривающими при этом по телефону, с находящимся рядом пассажиром и в одиночестве. Тип дороги был различным – спуски, подъёмы, туннели, пешеходные переходы, станции технического обслуживания и т.д.
Таким образом, удалось установить, что те водители, которые разговаривали по телефону, в ситуациях требующих предельного внимания имели значительно меньшее расстояние между автомобилями, едущими сзади или спереди от них, повышая риск создания аварийной ситуации. Также интересен, тот факт, что разговаривая по телефону, водитель говорит больше слов, чем при живом общении. В психологии этот эффект имеет название бессознательной экономией умственных ресурсов. А вот беседа с пассажиром, сидящим рядом, более полезна и служит для эмоциональной поддержки водителя.
Это далеко не первое подобное психологическое исследование. В результате, выводы по ним постоянно схожи - это явное притупление скорости реакции на дороге. Поэтому запрет и введённые штрафы вполне обоснованы.