Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
-равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
-единство образовательного пространства в Российской Федерации;
-академические свободы обучающихся;
-академическую мобильность обучающихся; право выбора образовательного учреждения;
-защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
-преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
-социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
-право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования;
-основы для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя) образо-вательных услуг в сфере общего образования, а также для определения условий образовательного процесса в организациях, реализующих государственный стандарт общего образования на основании лицензии.


Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учебных планов общеобразовательных учреждений;
-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
-определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предос-тавление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
-установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений образовательных учреждений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъек-том Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается обра-зовательным учреждением.