Формы организации обучения.

Форма обучения - это организация содержания, конструкция процесса обучения, внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке.

Организационные формы классифицируются по количеству учащихся: массовые, групповые, индивидуальные, по месту учебы: школьные и внешкольные, по продолжительности: классический урок- 45 минут, пара- 90 минут и т.д.

Формы обучения:
1. Индивидуально-групповые (гувернерство, школы средневековья);

2. Дифференцированное обучение по способностям учащихся - мангеймская система, разновозрастная - беллланкастерская (Индия, Англия), бригадное обучение, план Трампа (40% времени - в больших группах, 20% - в малых, 40% - самостоятельная работа);

3. Классно-урочная система. Ее особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного уровня подготовки и возраста - класс;
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
- учебный процесс осуществляется в виде уроков;
- каждый урок посвящен одному предмету;
- постоянное чередование уроков;
- руководящая роль учителя;
- применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, созданы предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, предусматривает и воспитание, и развитие учащихся.

Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию, часто не доводит понимание и усвоение до конца.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и  послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный  опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и
прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.