Формы организации обучения. Урок

Урок - это форма организации педагогического процесса при котором педагог в течении точно определенного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью.

Дидактические требования к уроку:
1. четкое определение образовательных целей и задач;
2. учет принципов и правил обучения;
3. оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
4. опора на достигнутый уровень;
5. установление межпредметных связей;
6. сочетание видов, форм и методов обучения;
7. сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
8. тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала.
2. Формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.
3. Внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
1. Формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся.
2. Занятия на опережающем уровне, проектирование "зоны ближайшего развития", стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном.
3. Оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
Классификация уроков.
В настоящее время насчитываются десятки классификаций уроков по разным критериям. Так одна из первых советских классификаций, обоснованная Казанцевым, учитывала два критерия: содержание (математика, биология и т.д.) и способ проведения (экскурсия, киноурок и т.д.). Однако, самая популярная классификация по дидактическим целям.
Выделяется шесть типов уроков:
- урок изучения новых знаний
- урок формирования новых умений
- обобщения и систематизации
- контроля и коррекции
- уроки практического применения знаний и умений
- комбинированный урок

Структура комбинированного урока.
От Каменского и Гербата берет начало классическая 4-х звенная структура:
1. Повторение изученного материала.
2. Изучение нового.
3. Закрепление, систематизация, применение.
4. Задание на дом.

Преимущества комбинированного урока - гибкий, решает широкий круг задач, поэтому 80% от числа всех уроков занимают комбинированные. Недостатки - нехватка времени на все этапы. С целью повышения результативности практикуются другие типы уроков, где учащиеся занимаются каким-либо одним видом деятельности. Для повышения заинтересованности и активности учащихся используются так называемые нестандартные уроки - погружения, деловые игры, суды, конференции, круговые тренинги, ролевые игры и т.д.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебно-воспитательного процесса, который в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший результат. Осуществляется в три этапа: диагностика (выяснение уровня подготовленности), прогнозирование (варьирование факторами для обеспечения эффективности) и планирование.