Определение предмета андрагогики предполагает и теоретические обоснования, взятые из сопряженных наук, и углубленные подходы, связанные с ее спецификой. Теоретическая база андрагогики состоит в том, чтобы обосновать, доказать, убедить в необходимости человека (и человечества) взрослеть духовно, психологически, социально. Ее практическая цель — в разработке упражнений и тренингов, позволяющих овладеть до уровня собственных действий андрагогическими моделями и технологиями взаимодействия с окружающим миром, в основе которых толерантность, демократические принципы, гуманные способы, разумность, самостоятельность, целеустремленность, т.е. духовность.
Появление андрагогики как теории и практики образования взрослых актуализировано господствующей долгие годы в педагогике субъект-объектной моделью взаимодействия между учителем и учеником, неприемлемой для психологического состояния «Я — взрослый». Взрослость, самостоятельность, субъектность, если они есть, предполагают субъект-субъектные отношения. Эта модель отношений в силу объективных причин начала проникать в педагогические системы, тем самым уменьшая противоречия, несоответствия между педагогикой и андрагогикой. Перенесенные в образование взрослых педагогические модели, назовем их мягко традиционные, а точнее, авторитарные, порождали множество противоречий:
• не учитывались потребностные состояния взрослых обучающихся, их интересы, намерения, проблемы;
• сообщаемая информация не актуализировалась до состояния самоопределения взрослого на действие, взаимодействие, продуктивную деятельность;
• учебная деятельность ориентировала обучающихся на репродуктивное содержание, развивая в большей степени память, чем интеллект;
• способы работы с аудиторией не содержали технологий, упражняющих в субъектности, толерантности, демократичности, духовности.
Существенное отличие образовательных моделей андрагогики в том и состоит, что эти противоречия предотвращаются, а при возникновении — разрешаются. В образовательном процессе не только усваивается информация, но и происходит процесс овладения методом, развивающим способности к разрешению собственных проблем.
Исключительно важно на стадии становления той или иной отрасли науки установить пределы заимствования ею знаний из других наук, определить ее предмет, сферу изучаемых явлений и процессов. Сопряженность андрагогики с педагогикой, психологией, философией, социологией и другими гуманитарными науками очевидна, и тем не менее область исследований андрагогики вполне определенна. Она связана с обоснованием весьма сложных понятий: взрослый (в биологическом, социальном, духовном смысле) и образование (как ценность, процесс, результат, деятельность), а также производных от них — взрослость и образованность.
• Взрослость:
— биологическая (физиологическая, психологическая);
— социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная и т.д.);
— духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность и т.д.).
• Образованность как овладение:
— ценностью самосовершенствования;
— управлением процессом собственного образования;
— самооценкой результата образования (формального и неформального);
— деятельностью, направленной на преобразование внутреннего образа, — работа над собой, работа во внутреннем плане.
Установление пределов предмета исследования чревато опасностями двух видов: его расширением и его сужением. Расширение предмета науки приводит к расплывчатости, нечеткости, вторжению в сферу другого научного знания. И хотя в современном состоянии науки пограничные сферы приводят к открытиям и взаимному обогащению научных сфер, точное определение предмета науки — главный признак того, что новая научная отрасль состоялась. Сегодня такая опасность налицо: и педагогика высшей школы, и педагогика среднего профессионального образования, и педагогика отраслевого
(военного, сельскохозяйственного и т.п.) профессионального образования, а также стремительно развивающаяся акмеология вправе заявить о себе как науках о зрелости, взрослости. Однако если исходить из определения их предмета, то каждую можно считать в значительной степени сопряженной с андрагогикой. И тем ответственнее ее современное состояние, необходимость обобщения, формулирование общих подходов, принципов, закономерностей, моделей и технологий, непосредственно связанных с определением предмета.
Сужение предмета науки — еще более неблагоприятный факт. В этом случае андрагогика лишается многогранных обоснований: философских, психологических, методологических и т.д. Она становится на путь деклараций, бездоказательности и в связи с этим воспринимается изначально с сомнением в целесообразности «плодить новые смыслы». Позитивным в этом случае может быть углубление в предмет исследования: его разработка в модели системного анализа (упорядоченного расчленения), моделирование подробных технологий образовательной деятельности, поведения, действий. Узкое трактование предмета исследования андрагогики сегодня имеет место в основном из-за неопределенности понимания ключевых слов «образование взрослых», где образование усечено до обучения, исключается самоопределенчсская компонента и (стало быть, самостоятельность) недооценивается развивающий аспект образования, проявляемый в способах деятельности.
Особый интерес вызывает отношение андрагогики и педагогики. Если следовать семантике и формальной логике, то андрагогика — наука об образовании взрослых, а педагогика — наука об образовании детей. И тогда их отношения рассматриваются в логике «либо — либо». Если же учесть историческую ретроспективу и современную реальность, то именно педагогика как наука и практика разработала общие закономерности, принципы и способы образовательной деятельности. Со временем в ее недрах начат накапливаться эмпирический материал о специфике образования взрослых. Кроме того, нельзя не учесть теоретические основы, которые предложила психология, разделив психологические состояния каждого человека на три позиции: «Я — дитя», «Я — взрослый», «Я — родитель» (Э. Берн), весьма неустойчивые и неуловимо переходящие одно в другое. Таким образом, андрагогика сначала робко, затем все увереннее начала отпочковываться от педагогики, превращаясь в самостоятельную отрасль научного знания.
Главное, что различает образование детей и образование взрослых — это наличие опыта и использование его в образовании. Именно опыт дает человеку взрослость и зрелость, он же порождает проблемы, которые взрослые хотят решить в процессе образования. Образовательный процесс — это средство для решения собственных затруднений в реальной жизни — таково восприятие взрослого обучающегося. Исходя из такой позиции за рубежом сложились эмпирические теории обучения (Э. Гуссерль, А. Нокс, Д. Колб, Р. Фрай, П. Джарвис, Д. Шон, М. Ноулз и др.). Восприятие, память, мышление несут на себе отпечатки индивидуального опыта, который формирует, шлифует, моделирует психологические процессы. Особую роль имеет опыт предыдущего обучения: школьного, профессионального. Он оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на дальнейшее образование. Недостаточно осознанное отношение к обучению в школе проявляется в семинарах с взрослыми многогранно. При виде столов, за которыми им придется обучаться, они тут же входят в психологическую позицию «Я — дитя», берут в руки ручки, раскладывают бумаги и ждут «диктанта», указаний, они не хотят высказывать своего мнения, порой раздражаются, если их привлекают к коллективной коммуникации, предпочитая перешептывание, пересмеивание. Это состояние необходимо преодолевать в самом начале семинара, особым образом организуя пространство для семинара. Столы расставить не для сидения «в затылок», а для групповой работы, удалить трибуну как барьер между преподавателем и группой, подготовить опорные конспекты со схемами для размышлений, обсуждений. Обеспечиванию рефлексивного режима способствует завершение каждого этапа групповой работы обсуждением ее процесса и результата: какие были затруднения в коммуникации, какой получили результат.
Следует учесть, что эмпирическая андрагогика предложена М. Ноулзом для своего времени и пространства. Образовательная практика другой страны, имеющей свой собственный опыт, свою психологию, свой менталитет, вряд ли может взять ее за основу. Андрагогика М. Ноулза оказалась доступной для российских специалистов по образованию взрослых в значительной степени благодаря ее популяризации С.И. Змеевым.
Различия между андрагогической и педагогической моделями обучения нуждаются в осмыслении, систематизации, адаптации к российским условиям с учетом акцентов значимости факторов успешного обучения.