Организация и логика педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, которая включает в себя два раздела: обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования; разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью. Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического.