Основы руководства и управления в деятельности администрации обр.уч.

Основы руководства и управления в деятельности администрации образовательного учереждения.

Управление - это деятельность, направленная на выработку решения организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданными, целью, а также анализ и подведении итогов на основе достоверной информации.

Образовательная система – совокупность учреждений, кот. Позволяет решать задачи, поставленных государством и обществом по обучению, воспитанию и коррекии социализации личности. Управление – это процесс, кот. Решает организационные, регулятивные, прогностические задачи по координированию цели вз\действия основных компонентов образования.

Управление - это системная методология, которая интегрирует все известные методологические подходы (культурно исторический подход Выгодского, т.е. любое управление учитывает уровень культуры общества и тип государства, в котором оно осуществляется). С другой стороны педагогическое управление относительно автономно от этих процессов. Образовательная система и процесс управления этой системой развивается тогда, когда субъектная часть управления готова к вариативному, профессиональному, компетентному действию.

Закономерности управления:

1)управление всегда двойственно;

2) управление взимосвязано с государственной политикой в области образования;

3) качество управления взаимосвязано с качеством управления;

4) качество управления взаимосвязано с компетентностью субъекта основой управления.

Принципы:

1) принцип научности управления;

2) плановость управления;

3) гласность управления и открытость;

4) принцип толерантности управления;

5) принцип гуманистичности управления;

6) системность управления;

7) последовательность управления;

8) субъективность управления.

Руководитель. Независимо от того какое учебное заведение многое зависит от того, кто возглавляет это учреждение. Профессиограмма руководителя – совокупность требований которые должен удовлетворять руководитель:

1- высокий уровень образованности;

2- высочайший уровень воспитанности и культуру;

3- достаточный уровень методической подготовки в 2 аспектах:

а) хороший методист управления;

б) хороший методист по своему предмету;

4- должен быть хорошим экономистом хозяйственником;

5- администратор школы должен обладать опытом профессионально педагогической саморегуляции. Планировать свою деятельность в течении рабочего дня, недели и всего периода обучения.

Оосновные документы школы (2 вида):

1)учебно-педагогическая;

2) хозяйственная.

Учебно-педагогическая включает в себя - все сведения об ученике или работнике; заявление родителей о приеме ребенка в школу ; все приказы об увольнении. Наказаниях, поощерениях.; должны быть все справки, документы об изменении семейного положения, здоровья ...; класные журналы ведет руководитель.

Объекты внутришкольного контроля, виды образовательной деятельности; учебно- воспитательная, методическая, эксперементальная и научноисследовательская работа. Основными эллементами контроля учебно-воспитательной работы является; -качество ЗУНов учашихся, - исполнение решения педсоветов, совещания, - качество ведения школьной документации,- выполнение программ и предусмотренного минимума, - подготовка и проведение экзаменов. Методическая работа явяется одним из основных видов деятельности руководства школы и педколлектива.

Основные элементы контроля методической работы:

1) повышение квалификации администрации и учителей,

2) работа методических объединений,

3) работа с молодыми учителями,

4) Контроль повышение квальфикации; - внутришкольная аттестация до 2 категории – окружная аттистация 1 категории – городская аттестация - высшей категории.

Подготовка плановой работы школы основывается на соблюдении ряда требований.

В практики работы школы разрабатываются 3 основных вида планов: перспективный, годовой, текущий.

Перспективный план разрабатывается на 5 лет, на основе анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течении текущего учебного года.

Текущий план соствляется на учебную четверть. Наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического коллектива.

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функции педагогического анализа разработаны Ю.А.Конаржевским, основное назначение педагогического анализа, по его мнению – изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса. В принятой классификации выделяет 3 вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметирический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин нарушающих его. Основное содержание П.А. производимого директором составляет посещение уроков и внекласных занятий.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяюшихся зависимостей, тенденций в ходе и результатов педагоического процесса.

Итоговый анализ проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов предпосылок и условий их достижений. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов.