Воспитание, образование и педагогическая мысль Нового времени.

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, перелом­ных для человечества. Появляется педагогическая проблематика как приоритет научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ори­ентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление. В XIX в. завершается формиро­вание классической педагогики Нового времени. В поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осозна­на само ценность и неповторимость человеческой личности. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Френсис Бекон. В его науке на место идеализма ставится реализм, на место догматизма - критицизм. Он показал превосходство эмпириче­ской методы над умозаключительной. Реформа наук зависит от двух условий: объективное - возращение науки к опыту и философии природы; субъективное - очищение разума и чувств от вся­ких отвлеченных теорий и перешедших по преданию предрассудков. Выполнение этих условий дает правильную методу естествознания, которая есть не иная, как индукция (наведение). От правильного наведения зависят все успехи, все процветание науки. Первая задача методы в том, чтобы твердо установить отдельные факты, таким образом собрать мате­риал, образующий элементарный состав науки. Затем правильная индук­ция ведет от одного пункта к другому, одинаковые факты во множестве сравниваются. Из этого сравнения выводится общий верный закон, прин­цип, аксиома, по которой действует природа. Все науки делились им в соответствии с тремя способностями человеческого разума: память – история; воображение – поэзия; рассудок - философия (наука о боге, человеке, природе).

Человек выступает частью природы, следовательно, Френсис Бекон признает природосообразный принцип познания и воспитания. В Германии явился последователь беконовской методы, применения ее к воспитанию - это Вольфган Ратке (Ратихий). Он сторонник природосообразности в обучении. Учитель без принуждения, постепенно, разнообразно, чередуя занятия, черпая опыт, использует одни предметы для других. В работе «Всеобщее наставление» высказывается идея о создании демократиче­ских учебных заведений. Предмет дидактики -   формирование личности. Он предлагал реформу школы и общества. Был убежден, что в школьном обучении необходимо использовать средства наглядности, сле­довать от конкретного к абстрактному, систематически использовать уп­ражнения, поддерживать интерес детей к учению. Среди педагогов на­чала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объектив­ные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на кото­рые не смогла ответить прежняя педагогика. Он призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скач­ков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». В трактате преследуется мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педаго­гической практике. Провозглашены основополагающие педагогиче­ские идеи: всеобщее образование народа, демократизации и преемственности школьной системы, приобщение подрастающего поколения к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на основе гуманизма. Великий педагог видел в каждой личности совершенное тво­рение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение придавал воспитанию и образованию, которые должны формировать человека способного служить обществу. Считал, что познание должно приносить пользу в практической дея­тельности и провозглашал обязательность реального общественно по­лезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы орга­нов чувств ребенка.

Я.А.Коменский был первым из педагогов, после­довательно обосновавшим принцип природосообразности в воспи­тании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижу­щей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Эта идея хорошо представлена в работе «Выход из школьных лабиринтов». Коменский разрабатывает четыре стадии этих законов;

    1. Автопия (самостоятельное наблюдение)
    2. Автопраксия (практическое осуществление)
    3. Автохресия (применение знаний и умений в новых условиях)
    4. Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности)

    Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обуче­ния. В рамках классно- урочной системы учебный предмет делился на учебные единицы - УРОК

    Коменский исповедовал свободный урок, определил границы учебного года, ввел четверти и промежуточные испытания, определил количество учащихся в классе (300 человек), открыл дифференцированный подход. Был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся.

    Творчество философа и педагога Джона Локка (1632-1704 гг. ) сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Локк утверждал, что человеческое знание явля­ется следствием, прежде всего, внешнего чувственного опыта. Цель воспитания: воспитать нрав­ственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование). Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравствен­ных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обуче­ния «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и ре­лигиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье.