Ценность научной рациональности

Рациональность - тип мышления и соответствующего ему продукта, которые обладают:

а) языковой выразительностью;

б) определённостью понятий, терминов и состоящих из них суждений, их значение и смысл;

в) системностью;

г) обоснованностью (наличием логической связи м/у суждениями);

д) открытостью для вн. и внеш. критики, оснований и средств;

е) рефлексивностью (самоуправляемостью процессом мышления);

ё) способностью к изменению всех компонентов мышления, включая продукт мышления.

Различают закрытую и открытую рациональность:

1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте;

2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом, но в ней опасность релятивизма и ситуация постоянного поиска «твёрдой почвы».

Научная рациональность — специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается более точным объяснением всех основных свойств и максимально достижимой определенностью.

Классический рационализм тесно связан с идеалом научной объективности знаний. Необходимость исключить субъективные качества человека и всего, что не относится к объкту, так как это помехи научного познания. Место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживащего, занимал абстрактный субъект познания.

Неклассический рационализм оформился под влиянием теории относительности. Для достижения истины важно не исключить все помехи, а уточнить их роль и влияние, учесть соотношение природы объекта со средствами и методами исследования. Учитывается динамическое отношение человека к реальности, в котором важное значение приобретает его активность. Субъект подвержен необходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром.

Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает не только логико-методологические стандарты, но и анализ целенаправленных действий человека. Идея плюрализма рациональности (на месте одного разума возникло много типов рациональности). Соотнесение знаний не только с активностью субъекта и средствами познания, он и с «ценностно-целевыми структурами деятельности». Человек — системообразующий фактор, он одновременно и наблюдатель, и активатор. Расширение объектной сферы за счет включения систем типа «ИИ», «киборгоотношения», «виртуальная реальность», которые сами являются порождениями НТП.

Пост-неклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».