Научная методология: науки о природе (естественные науки) и науки о духе (социально-гуманитарные науки), сравнительный анализ

В настоящее время существует несколько тысяч различных наук, каждая из которых имеет свой предмет и свое особое содержание.

Вошло в традицию разделять науки на естественные, изучающие природу, и общественные (или социально-гуманитарные), изучающие общество. Однако четко и однозначно провести грань между естественными и общественными науками сложно. Есть немало наук, занимающих пограничное, промежуточное положение между естественными и общественными науками. Например, география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). На стыке естественных и общественных наук находится экология, изучающая взаимодействие общества и природы. Кроме этого, естественные и общественные науки не охватывают всего множества наук. Существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.

Естественные науки

Предметная область естественных наук – природа. Естественные науки разделяются на две части: науки о неживой (неорганической) природе (физика, астрономия, химия и др.) и биология – наука о живой (органической) природе. Между этими частями естествознания существует множество промежуточных звеньев – геология (которая включает в себя изучение не только неорганических, но и органических образований в земной коре), география, биофизика, биохимия и пр.

Наиболее общей из естественных наук является физика. Она выступает как фундамент всех наук о природе. После научной революции XVI-XVII веков физика стала образцом того, как должно строиться научное знание.

Поиск путей, связывающих особенности всех явлений природы, и, в том числе, биологических процессов, со специфическими условиями действия общих физических закономерностей, является одним из генеральных направлений развития естествознания. Единство естественных наук на базе физики (но не сведение к ней) – это важнейшее условие прогресса в познании природы.

В этом отношении привлекают большой интерес идеи синергетики, которая выступает как междисциплинарное научное направление и разрабатывает общие методы анализа открытых систем. В синергетике показывается, каким образом становится возможным закономерное развитие от простого к сложному в природе. Она устанавливает условия, при которых в открытых системах энтропия уменьшается и происходит их самоорганизация и саморазвитие. С синергетической точки зрения, биологические системы можно рассматривать как особый вид самоорганизующихся диссипативных (теряющих энергию) структур, что открывает новые возможности анализа строения, эволюции и понимания их специфики.

Общественные науки

Предметная область общественных наук – человеческое общество. Методологические особенности  общественных наук обусловлены спецификой их предмета. Если естественнонаучные теории объясняют явления объективными законами, то для объяснения социальных явлений этого недостаточно.

Зависимость социальных явлений от субъективных представлений, замыслов и действий людей делает значимой роль отдельных личностей в развитии общества. Уникальность и неповторимость личности накладывает печать неповторимости и уникальности на то, что она делает. Это приводит к еще одному важному отличию общественных наук от естественных: они предполагают индивидуализированное постижение конкретных явлений в их неповторимом своеобразии.

Важной специфической чертой общественных наук является то, что они тесно взаимодействуют с вненаучными формами познания и испытывают на себе их влияние. Под вненаучным познанием понимается познавательная деятельность, протекающая вне сферы науки – в практической жизни, искусстве, игре.

Наиболее существенным образом вмешательство вненаучных факторов в содержание общественных наук проявляется в том, что эти науки решают одну дополнительную задачу, которой нет у естественных наук. Если естественные науки устанавливают, описывают и объясняют факты, то общественные, кроме того, еще и оценивают их. Речь идет не об оценке их истинности или научной значимости. Имеется в виду их ценностно-идеологическая оценка – с точки зрения того, насколько они согласуются с определенными социальными идеалами.

Вхождение вненаучного знания в общественные науки проявляется и в том, что в познании общества и человека сосуществуют два различных подхода, которые можно назвать «объектным» и «субъектным».