Философия как интегральная форма научных знаний о человеке и обществе

Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человековедении. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности. Так в рамках классической науки складывался логико-гносеологический подход (рационалистический) к изучению социальных феноменов и явлений культуры, включая человека.

В XX в. Изменяется сама методология социально-гуманитарного познания. На первое место выходит не познание зависимости социальных процессов и сущности человека, а раскрытие отношений человека к миру (естественному и искусственному), и к самому себе. Так постепенно в рамках парадигмы неклассической науки формируется философско-антропологический подход, дающий акцент на проблемы онтологии, антропологии и аксиологии.

Если в распространении традиций человек, общество, культура существуют в определенной зависимости от абсолютных начал – духа, разума, природы, материи, то с позиций антропологизма человек рассматривается в контексте внутренних присущих человеческому существованию сфер и факторов.

С точки зрения рационалистической традиции, мир развивается по своим собственным законам с точки зрения философской антропологии – человек формирует свое бытие, его типологию и сущностные формы.

Предмет рационалистической философии – бытие, сознание, познание, общение.

Предмет философской антропологии – смысл бытия, понимания, общения.

Главная философская проблема – «Я» и «ДРУГОЙ». В социальной философии большое внимание уделяется исследованию феномена повседневности. Повседневная жизнь – жизнь людей в привычных общеизвестных ситуациях, которая характеризуется понятностью происходящего, упорядоченностью, прагматичностью знания. Культура, общество и человек является целостным и многогранным. Основополагающими принципами в изучении явлений культуры, общества, человека является микроанализ и многомерность. Любое знание о человеке, любая жизненная ситуация – это проявление единой целостности. Множество разрозненных научных данных не отменяют единства  человека, а проявляют его особым образом. Необходимо расширить диалог всех контекстов бытия, в которые вовлечен сегодня человек, т.е создавать особое диалоговое пространство социальной и гуманитарной науки для согласования целей, задач, методов и разных исследований.

В методологии 21 века формируется новая постантропологическая парадигма, основанная на реалистическом учете человека влиять на окружающую действительность.