Социокультурная обусловленность гуманитарного знания

Вопрос о том, как и каким образом культура выступает основанием гуманитарной науки, можно рассматривать в двух аспектах – цивилизационном и культурологическом.

С точки зрения цивилизационного подхода, в традиционном обществе с замедленным темпом социальных изменений, инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность и наука не востребована. Наука получает могучий импульс для своего развития в условиях техногенной цивилизации (высокий темп социальных изменений)4 инновационная деятельность – высшая ценности и важнейшая основа развития цивилизации, рост научного знания и его применения.

3 типа культуры (Сорокин):

Идеационная – сверхчувствительность, сверхразумность Бога – отрицает и безразлично относится к чувственному миру; знание о мире не воспринимаются как ценность (религиозные основания нравов и обычаев, образа жизни, мышления).

Идеалистическая – (объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна) – стимулируются различные науки); научные идеи соответствовали содержательно-разумному отношению к миру; развиваются логические основы науки.

Чувственная (объективная действительность и ее смысл) – устремленность научной деятельности познать мир.

- Идеационная истина (посредством личностного опыта, прямого откровения, божественной интуиции и вдохновения). Истина – вера. Вера непогрешима.

- Идеалистическая истина – достигается средствами самого разума.

- Чувственная истина – истина чувств, обращенная к опыту.

В общественных системах на тех или иных этапах развития могут доминировать та или иная истина.

Социальная культуры установили воздействие на науку: они могут либо способствовать ее созиданию, либо препятствовать ему. Наука включена в систему культуры и является ее частью, несмотря на свою ограниченность.

Изменение мировых ориентаций происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функции которых включен сам человек (также биологические объекты, объекты экологии, биотехнологии). Изучение этих объектов показывает огромную роль системы гуманитарных принципов и ценностей. Это обуславливает формирование мировоззренческой установки, связанной с требованиями личности социальных культур, направленности научного познания. Концепция глобального эволюционизма – действительность с точки зрения системности и эволюционирования объектов любого рода – динамика научного познания – мировоззрение должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений как техногенной цивилизации, так и традиционных типов общества и культур Востока.

Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров)

Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука как часть культуры.