Функции (ценность) науки в составе традиционалистского и техногенного типов цивилизации.

Тип цивилизации определяется, в первую очередь, основными ценностями, составляющими ее культурное основание. Понимание человека и его деятельности, окружающей его природы, власти, рациональности, свободы, справедливости и т.д. – эти жизненные смыслы выступают ориентирами, которые руководят нашим поведением, ходом мыслей, нашими оценками событий. Традиционные общества были исторически первым типом цивилизационного развития. Из 21 цивилизаций, выделенных известным историком Арнольдом Тойнби, большинство принадлежало к традиционалистскому типу.

Новый тип развития – техногенная цивилизация – начал формироваться в XIV-XVI столетиях в европейском регионе великих духовных революций Ренессанса, Реформации и в начале эпохи Просвещения. Именно тогда была заложена система ценностей, которая до сих пор доминирует в нашем сознании. Динамизм техногенной цивилизации резко контрастирует с консервативностью традиционных обществ. Техногенная цивилизация стремительно раскрутила маховик прогресса. Великие научные открытия, ускоренное развитие техники радикально изменили предметную среду, образ и ритм жизни человека, социальные коммуникации и институты, систему взаимоотношений между людьми. Духовным основанием всех этих перемен стала новая система жизненных смыслов и ценностей. Она включает представление о человеке как о творце, предназначение которого – преобразование окружающего мира и подчинение его своей власти. Природа воспринимается как неорганический мир, упорядоченная система объектов, выступающих материалом и полем для человеческой деятельности. Подразумевается при этом, что природные ресурсы безграничны и человек может черпать их бесконечно.

Традиционалистское же восприятие мира и человека было принципиально иным: природа – это живой организм, а человек – лишь малая часть его, он должен адаптироваться к природе и уж никак не выступает ее преобразователем и владыкой мира. Вектор человеческой активности направлен здесь не столько вовне, на изменение внешних обстоятельств, сколько вовнутрь, на самоограничение и самовоспитание. Особенно ярко это проявляется в восточных вариантах традиционалистских культур. Человек должен ощущать ритмы мира и следовать им, не нарушая их, не прибегая к насильственным изменениям процессов. Иначе в этих культурах рассматривается и личность, и ее место в обществе. Она определялась принадлежностью к определенным кланам, кастам и сословиям, преодолеть границы которых невозможно. Техногенная цивилизация меняет эти связи. В ней в качестве ценностного приоритета утверждается идеал свободной личности, способной входить в различные социальные группы.

И только в этом типе культуры возникает идея суверенной личности и прав человека. Традиционные же общества не знали этих идеалов, были чужды им. Инновации, творческая деятельность, социальные изменения не имеют престижной ценности в этих обществах. В традиционалистских культурах даже научные достижения должны соответствовать веками сложившемуся образу жизни. Истинная ценность – не стремление вперед, а верность традициям. «Худшая участь – жить в эпоху перемен». Техногенная же цивилизация устремлена в грядущее, для нее «золотой век» человечества – в будущем. По крайней мере, до второй половины XX в. доминировало именно такое представление об общественном прогрессе.