Поведенческое направление в психокоррекции

Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классических психологических направления:
1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И. П. Павлова и С. Халла.
2. Теория оперантного научения Б. Скиннера.
3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:
1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.
2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.
3. Мультимодальное программирование.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

  • стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;
  • отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;
  • наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;
  • жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;
  • психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.