Диагностика в работе психолога

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики.

1. Скрининговая диагностика.

Проводится с группой детей и направлена на выделение де­тей, обладающих той или иной группой характеристик, оценива­ет постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводит­ся уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или кор­рекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование, с помощью которого прослежи­вается динамика развития, эффективность обучения, развиваю­щих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться не­сколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика. Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:

—   комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

—   изучение детей в деятельности и отношениях, через дея­тельность и отношения;

—   педагогическая направленность: изучение, диагностирова­ние не как самоцель, а как средство, определяющее направ­ление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

—  участие в изучении и оценке развития ребенка всех вклю­ченных в его судьбу и заинтересованных сторон (родите­лей, воспитателей, педагогов);

—  оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и объективных обстоятельствах: открытость сделанного заключения о развитии для кор­ректировки.

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:

—  физическое развитие и состояние ребенка;

—  психофизиологические особенности его возраста;

—  динамику физического развития (анамнез);

— состояние слуха, зрения;

—  особенности развития двигательной сферы;

—   нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, нали­чие их остаточных явлений);

—  координацию движений (особенности походки, жестику­ляции, затруднения при необходимости удержать равно­весие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

—  особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельно­сти; жалобы на головную боль).