Контексты в психологическом консультировании
- Информация о материале
- Просмотров: 11604
Приведенные аргументы в пользу смыслообразующей функции контекста имеют весьма важное значение и для психологического консультирования.
Системообразующим основанием выступают личностные контексты клиента, которые определяют смысл и значение конкретных ситуаций его жизни и деятельности. Следовательно, задача психологического консультирования состоит в изменении системы смыслообразующих контекстов клиента, которая приводит к возникновению «болезни», в изменении его образа мира и себя в нём. В процессе консультирования после «присоединения» к карте мира клиента происходит сбор информации или актуализация и осознание смыслообразующих контекстов и заявленной ситуации как их части с целью выявления отношений клиента (или его личностных смыслов), поиска причин их формирования и получения материала, который в дальнейшем позволил бы изменить соотношение между смыслообразующими контекстами или элементами одного смыслообразующего контекста.
Результатом актуализации, осознания и изменения соотношения смыслообразукяцих контекстов является изменение отношения клиента к травмирующей ситуации или самой ситуации, позитивные изменения в клиенте (его когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик). Изменение отношения субъекта является главной целью интеракционизма и реконструктивной терапии, основанной на психологии отношений. Отношение определяет характер действия или переживания человека по поводу каких- либо обстоятельств и объясняет их. Смыслообразующий контекст представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, влияющих на формирование и изменение системы отношений.
Таким образом, если отношение — это условие действий, т.е. то, что определяет реагирование, то контекст — это условия отношений, т.е. то, что его определяет. Изменить действия и переживания человека можно, изменив его отношение, а изменить отношение можно — изменив контекст.
Изменение ситуационного контекста может изменить отношение или систему отношений субъекта. Влияние ситуационного контекста проявляется в том, что каждый индивид в различных контекстах выполняет различные роли, и в том, что в зависимости от ситуационного контекста изменяется его система отношений и поведение. Так, человек, имеющий систему отношений к себе как к грамотному специалисту, чувствует себя уверенно среди коллег своего учреждения, однако его отношение к себе может несколько измениться, если он окажется в ситуации выступления перед авторитетным научным сообществом. Т.е., его система отношений к себе как специалисту может в какой-то мере изменяться в зависимости от ситуации, в которой он находится.
Любой подход к изучению человека должен учитывать, что его поведение определяется индивидуальными особенностями, ситуацией и их взаимным влиянием друг на друга. Контекст и ситуация связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий индивид и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и межличностного взаимодействия. В процессе консультирования, где изменяется, анализ ситуационного контекста и его характеристик (предметных, социокультурных, пространственно-временных и др.) необходим в силу того, что сами характеристики конкретной ситуации влияют на отношение и поведение субъекта.
Понимание между людьми возможно только тогда, когда они общаются в одном контексте: например, если жена обращается к мужу с просьбой, чтобы он больше проводил времени с сыном, который уже достаточно взрослый, чтобы его можно было брать в поездки (жена говорит в контексте матери), муж отвечает, что она хочет за ним следить и для этого приставляет сына (ситуация имеет для него совершенно иной смысл, поскольку воспринимается в контексте супружеских отношений). Отсутствие необходимой контекстуальной информации порождает контекстуальную путаницу: субъект домысливает за другого и, исходя из своей картины мира, делает предположения относительно смысла ситуации, хотя в картине мира другого человека он может быть совершенно иным.
Один из основных вопросов, который встаёт перед психологом- консультантом, — в какой степени учитывать фактор окружения, работать только с личность либо пытаться изменить окружение? Психолог не может непосредственно повлиять на окружение клиента, но помощь будет эффективной, если будет учитываться социально-культурный контекст его жизни. Подход к процессу консультирования с позиций изменения смыслообразующих контекстов предусматривает рассмотрение факторов социальной среды, поскольку они являются составляющими контекста, оказывают влияние на его формирование и изменение. Анализ среды так же важен, как анализ индивидуальности клиента; любая проблема в процессе психологического консультирования должна быть рассмотрена в контексте взаимоотношений личности с окружающим миром.
Социальная ситуация представляет собой исходный момент для всех динамических изменений личности, и через воздействие на внешнюю среду генеральный путь изменения поведения (JI.C. Выготский). Классическая формула — «поведение есть функция личности и окружения» — была сформулирована К. Левиным. Известно, что отношение к человеку его окружения во многом определяет его развитие. Индивид воспринимает себя как такового не прямо, но посредством частных точек зрения индивидов из той же социальной группы как целого. (М. Мид). В развитии Я-концепции теория «зеркального-Я» подчеркивает значение оценочных реакций других, имитационная теория — условия, при которых человек усваивает характеристики других как свои собственные.
В ситуации консультирования представление индивида о себе, отношение к себе имеют важное значение, поскольку окружающий мир воспринимается через призму Я-концепции, которая во многом определяет отношение человека к различным сторонам этого мира. Вероятно, в отношениях к жизни, семье, работе представлены не столько реальные характеристики этих объектов (когнитив- иый компонент отношения), сколько их эмоционально- аффективная оценка как продукт собственной деятельности и собственных достижений (эмоциональный компонент отношения). Поэтому, если отношение к себе не является позитивным, то такими же будут отношения клиента к тем или иным объектам или явлениям, которые в широком смысле могут рассматриваться как результат собственной деятельности и собственных достижений.
Изменение отношения к себе как ведущий внутриличностный механизм психологической коррекции, влияет и на изменение других отношений субъекта: к ситуациям, явлениям и предметам внешнего мира.
Существенную роль в психотерапии и консультировании играет также пространственно-временной контекст. Человеческое существование имеет форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. Способность или неспособность интегрировать во времени эмоциональное переживание может рассматриваться как мера душевного здоровья или болезни (невроз, мания, меланхолия сопровождаются нарушением восприятия времени).
Взаимодействие прошлого или будущего с настоящим является центром психической жизни человека. Психологические трудности клиента невозможно понять вне истории, всего контекста его жизни, как и без опоры на перспективы жизни данного человека наметить программу психологической коррекции.
Различные направления психотерапии расставляют разные акценты в этой взаимосвязи. Психодинамическая терапия ориентирована на прошлое — в нём она видит источник проблем субъекта, с прошлым она работает над их решением; единственной реальностью, в которой работает гештальттерапия, является настоящее: прошлого уже нет, а будущее ещё не наступило; для логотерапии, значимым является будущее, она видит источник проблем человека в отсутствии смысла жизни, а задачу психотерапии в его поисках; то же — для гуманистической психологии с её верой в возможности самоактуализации и развитие каждой личности в будущем. Рассмотрение консультирования с позиций изменения смыслообразующих контекстов клиента позволяет выявить следующие особенности работы с временным контекстом. Сначала психолог выясняет, какой личностный смысл имеет для клиента заявленная им проблема и каково его отношение к этому в настоящем. Для выявления причин возникновения данного отношения и работы с ними психолог обращается к прошлому клиента. Из контекстов прошлого и настоящего актуализируются и осознаются составляющие смыслообразующих контекстов, что позволяет затем изменить их соотношение, в результате чего измениться и отношение клиента. В конце консультирования психолог может зафиксировать это изменение отношения (его основных компонентов: познавательного, эмоционального, поведенческого).
Поскольку это ещё не даёт уверенности в том, что изменения у клиента будут иметь место и в его реальной жизни, а именно ради этого проводится консультирование, необходимо обращение к будущему клиента. Психолог, как это делают представители и других подходов к консультированию, вместе с клиентом обсуждает, что тот будет делать, когда и какие конкретные шаги предпринимать, как в связи с этим изменится его жизнь, как на эти изменения будет реагировать его окружение. Это способ помочь человеку принять изменения, действовать в соответствии с ними и быть готовым к последствиям перемен.
Переструктурирование (как непосредственно процесс изменения контекста или изменения смыслообразующих контекстов) изменяет качество восприятия клиентами ситуации их жизни. Техника переструктурирования (рефрейминг), понимаемая как изменение смысла ситуации без изменения лежащих в её основе фактов, как конструирование позитивного мировоззрения, использовалась многими выдающимися психотерапевтами - М. Эриксоном, Д. Хейли, В. Сатир, А. Мас- лоу, К. Роджерсом, С. Минухиным, В. Франклом, Д. Келли — и целыми психологическими направлениями — гуманистическим, адлерианским, логотерапией, нейролингвистическим программированием, когнитивно-бихевиоральным.
Переструктурирование контекста — это изменение самой ситуации или её окружения, при этом изменение ситуации влечет за собой изменение того, что находится вокруг неё, и изменение окружения изменяет ситуацию. В целом это и есть изменение смыс- лообразующего и личностного контекста, потому что и ситуация и смыслообразующий контекст являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями целого — личностного контекста.
Обобщая всё вышесказанное, можно выделить следующие основные моменты, связанные с контекстным подходом в психологическом консультировании:
- Внешний контекст «преломляется» через внутренний (внешние причины действуют через внутренние условия). Смыслообразующие контексты существуют в пространстве внутреннего и внешнего контекстов, они имеют отношение к ситуации (или обобщенному классу ситуаций).
- Соотношение контекста и ситуации образуют следующую систему: личностный контекст — смыслообразующий контекст — отношение (установка) — ситуация (явление) — поведение (мышление, состояние). В ситуации психологического консультирования психолог воздействует на внутренние условия, результатом юз- действия является коррекция картины мира клиента, которая уже по-другому будет опосредовать реальность. В психологическом консультировании с позиций контекстного подхода такое воздействие заключается в изменении смыслообразующих контекстов, которые создают в сознании клиента иную субъективную реальность.
- В процессе изменения смыслообразующих контекстов можно выделить стадии: актуализации и осознания смыслообразующих контекстов (их различных составляющих); изменения соотношения смыслообразующих контекстов (или составляющих одного смыслообразуюшего контекста).
- Особенностями каждой стадии являются: а) на стадии актуализации и осознания смыслообразующих контекстов происходит сбор информации о заявленной клиентом проблеме, её причинах, других данных, необходимых в дальнейшем для переструктурирования. Фокус-анализ сбора информации и переструктурирования определяются особенностями психолога, клиента, ситуации, б) на стадии изменения соотношения смыслообразующих контекстов происходит переструктурирование информации, изменение соотношения различных составляющих контекстов.
- Результатами различных стадий являются:
- стадии актуализации и осознания смыслообразующих контекстов - выявление отношения (смысла) ситуации для клиента, получение необходимой (чаще всего позитивной) информации для переструктурирования;
- стадии изменения соотношения смыслообразующих контекстов — изменение отношения (смысла) ситуации для клиента или самой ситуации, следствием чего является изменение картины мира клиента, системы его отношений, позитивные когнитивные, эмоциональные, поведенческие изменения.