Вероятностная модель языка (Проблема имени)
- Информация о материале
- Просмотров: 4684
«Понимание не приходит со знанием. Оно приходит в интервале между словами, между мыслями, этот интервал — безмолвие, не нарушенное знаниями; оно открыто, неуловимо, внутренне полно».
Кришнамурти
«Разъяснять — значит даром терять время. Человек, видящий ясно, понимает с намёка; человек же неправильно видящий, не поймёт из целой речи».
Джон Рёскин
Имя, как мы его понимаем, — это внеязыковая категория. Имя человека, как нечто ему имманентное, не есть средство коммуникации. В системе его коммуникаций оно превращается в слово с множеством значений. Можно думать, что имя — это реликтовое явление в нашей культуре. Оно относится к дологическому — образному — мышлению человека, и попытка соотнести его представлением о логических атомах — это придание старому понятию совсем нового смысла. Пользуясь терминологией Лангер (1959), можно сказать, что имя — недискурссивный символ, его не имеет смысла разлагать на отдельные элементы, ибо действует он только как нечто целое. Правила, по которым он сложен из отдельных элементов, не имеют значения в процессе его восприятия. Если признать правомерной эту точку зрения, то окажутся понятыми такие явления в истории культуры, как представления о магии имён. Имя в этой системе взглядов могло быть имманентно и скрытым силам природы, которые, как иногда представлялось, можно было вызвать произнесением имени. Становится понятной и структура религий. Достаточно разработанная религиозная система может состоять из догматов — формулировок, сделанных на словесно- логическом уровне, символов веры — имён, смысл которых может быть понят лишь внутренним углубление в себя, и ритуалов, которые являются игровыми проявлениями именной символики.
Миф — это также недискурссивная структура, устроенная также, как имя, но иерархически стоящая выше. Представление о восприятии имени как о чтении чего-то изнутри заставляет обратиться к смутной концепции о врождённых задатках человека. Интересно, что Хомский в книге «Язык и мышление» выдвигает гипотезу о врождённости механизмов порождения выражений языка. По его представлениям, ребёнок, овладевая первым языком, не обучается ему, а созревает до его овладения. Основания для выдвижения такой гипотезы есть. Дело в том, что не удалось проследить эволюцию интеллекта на пути его овладения языком. Племена, находящиеся на самой низкой стадии культурного развития, вполне подготовлены для овладения всеми языковыми средствами. И в то же время даже высших животных нельзя научить элементам языкового поведения, если язык понимать как систему логически непротиворечивых операций над абстрактными символами, не как простой отклик на отдельные сигналы. Отсюда Хомский делает вывод о существовании «универсальной грамматики», стоящей за всеми грамматиками реально существующего многообразия языков (отсюда трудности с машинным переводом — ЭВМ трудно обучить языковому поведению).
Но вернёмся к проблеме восприятия имени. Ни у кого не вызывает сомнения факт, что определённые вещества могут изменять настроение человека и даже вызывать у него яркие галлюцинации. Химические вещества являются здесь только стимуляторами, включающими (усиливающими) генерирования фантазий у человека. Эту потенцию приходится признать врождённой. И можно подумать, что не дискурсивные символы являются ключом к включению каких-то генераторов фантазий на «внелогическом уровне». И именно в этом смысле оно не является средством коммуникации. Они не передают чего-то от одного лица к другому, а служат только ключом для включения механизма воспроизведения чего-то внутри нас.
Можно полагать, что врождённой является у человека только некоторая потенциальная возможность, а её конкретная реализация задаётся воздействием той или иной культуры, а может быть и волей человека, его умением сосредотачиваться — медитировать, отвлекаясь от внешних раздражителей и от коммуникаций на логическом уровне с другими и с самим собой.