Из-за того, что ребенок не может воспринимать словесную речь, он обеднено осознает внешний мир. Следовательно, частичный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, которое характеризуется не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении. Этих детей часто принимают за УО детей, или детей, страдающих тяжелыми расстройствами речи. Им необходимо специальное обучение.
У глухих детей особую роль приобретают двигательные и зрительные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные ощущения. Ведущий анализатор- зрительный. Глухие дети тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих. Зрительный анализатор участвует в овладении речью. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает артикуляторный образ, который имеет каждая фонема нашего языка, затем и целых слов.
Двигательные ощущения также имеют большое значение в овладении глухими детьми устной речью. Двигательные ощущения - единственное средство самоконтроля за произношением. Мимика и дактилология формируются преимущественно на основе двигательных и зрительных ощущений. У глухих детей в младшем школьном возрасте осязание развито плохо.
Память у глухих детей имеет свои особенности. У них наблюдается фрагментарность представлений - отчетливо отражаются лишь некоторые стороны предметов, другие как бы выпадают, может быть, уподобление представлений.
Мышление глухих отличается большей образностью, конкретностью, наглядностью.
Речью глухие дети не могут овладеть самостоятельно, и она не является средством общения с окружающими. Развивается мимика, жесты, дактилология, чтение с губ. Чаще глухие используют мимико-жестовую речь, но число жестов меньше числа слов, которые есть в языке, поэтому она примитивна.