В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
- 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
- 2. осознание своей активности – "Я управляю собой";
- осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
- 3. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
- 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");
- 2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");
- 3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
- 4. эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
- самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
- - отношение к себе;
- - отношение к другим людям;
- - ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
- 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на 2. отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");
- 3. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");
- 4. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");
- 5. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").