Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. 2. осознание своей активности – "Я управляю собой";
  3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
  4. 3. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");
  2. 2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");
  3. 3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
  4. 4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. - отношение к себе;
  2. - отношение к другим людям;
  3. - ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на 2. отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");
  2. 3. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");
  3. 4. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");
  4. 5. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").