Составляющие профессионализма педагога-психолога

Конкретизируя вопрос о профессионализме педагога-психолога, можно вычленить следующие составляющие:

1)    профессиональные (объективно необходимые) психологические знания;

2)    профессиональные (объективно необходимые) психологические умения;

3)    профессиональные психологические позиции, установки психолога, требуемые от него профессией;

4)    личностные особенности, обеспечивающие овладение психологом профессиональными знаниями и умениями.

Рассмотрим подробнее содержание вышеуказанных характеристик профессионализма психолога.

Профессиональные знания педагога-психолога - это знания, которые даются в стенах ВУЗа под руководством преподавателей, приобретаются студентами в ходе самостоятельной работы. В профессиональных знаниях педагог-психолог черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Здесь задача ВУЗа видится нами в развитии:

-    умения студентов работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, осуществлять межпредметные связи;

-    способности студентов к интерпретации информации, поступающей из дополнительных источников.

Профессиональные психологические умения - это действия педагога-психолога, выполненные на достаточно высоком уровне, это «техники» в его профессиональной деятельности, касающиеся организации ситуации и постановки задач, применения приемов психологического воздействия, а также использования самоанализа. Сюда мы включаем:

-    умение увидеть проблему и оформить ее в виде задачи или ряда задач;

-    умение при постановке задачи ориентироваться на субъект воздействия (клиента) как на активного развивающегося соучастника процесса воздействия, имеющего собственные мотивы и цели;

-    умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения ситуации;

-    умение изучать и преобразовывать ситуацию;

-    умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения задач;

-    умение находить несколько способов решения одной задачи, владеть вариативностью решения.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений педагога-психолога, определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний.

Личностные особенности (качества) касаются как мотива-ционной сферы педагога-психолога (целеполагание, мотиваци-онная направленность личности и др.), так и его познавательной сферы (его наблюдательности, рефлексии, самооценивания). Отметим, что важной характеристикой профессионального мышления психолога являются, на наш взгляд, такие его психологические качества, как:

-    психологическая эрудиция - запас современных знаний, которые психолог гибко применяет в своей деятельности;

-    психологическая интуиция - быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Интуитивный способ профессионального мышления необходим психологу, ибо многообразие и неповторимость ситуаций, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают точный расчет невозможным, и интуитивное предвосхищение действий, психологическое чутье оказывается точнее логических выкладок, заменяет логические рассуждения, позволяет быстро увидеть правильное решение.

-    психологическая импровизация (инсайт) - нахождение неожиданного психологического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве;

-    психологическая наблюдательность, зоркость - понимание сущности ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир человека по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека словно книгу;

-    психологическое предвидение, прогнозирование - умение предвосхищать поведение и реакцию человека, предусматривать затруднения;

-    психологический оптимизм - подход психолога к клиенту с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом человеке то положительное, на что можно опереться в работе с ним.