Основной “единицей” жизненого процесса является деятельность организма; различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом; поэтому мы будем различать отдельные виды деятельности по их предметам.
Деятельность чел. имеет сложное иерархическое строение: уровень особых видов деятельности ; уровень действий ; уровень операций ; уровень психофизиологических функций.
Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели.
Цель - сознательный образ желаемого результата.
Принципы теории деятельности:
1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).
2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания чел. ри рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).
3.Деятельность - это активный , целенаправленный процесс (принцип активности).
4.Действия чел. предметны; они реализуют социальные-производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет ; непредметная деят-ть невозможна.
Говоря о сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой соц. и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил и т.п.
Операция - способ выполнения действия.
Характер используемых действий зависит от условий в которых оно совершается.
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.
Операции первого рода возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода возникают из действия путем их автоматизации и находятся на границе сознания (могут стать актуально сознаваемыми).
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя “подстилающих” их операций. Движение границы , отделяющей слой действий от слоя операций, вверх означает превращение некоторых действий в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности . Движение этой границы вниз - дробление деятельности на более мелкие единицы.
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются ппсихофизиологические обеспечения психических процессов. (Сенсорные, мнемические, моторные функции, а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в первые месяцы жизни).
Психофизиологические функции составляют и необходимые предпосылки, и средства деятельности.Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.
С перечисленными уровнями связано обсуждение преимущественно операциональных-технических аспектов деятельности.
Мотивационно-личностные аспекты деятельности: потребности и мотивы.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов.
Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. К списку элементарных биологических потребностей относятся и врожденные потребности:
1. Потребность в социальных контактах или в общении;
2. Познавательная потребность.
Этапы в жизни потребности:
1. Период до первой встречи с предметом; (Потребность не представлена субъекту, он может испытывать чувство напряжения, неудовлетворенности, но не знать чем они выражены. Со стороны поведения состояние этого этапа выражается в беспокойстве. поиске, переборе различных предметов.В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, процесс “узнавания”- опредмечивание потребности.)
2. Период после этой встречи.
В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности:
1.Первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность;
2.Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
В акте опредмечивания рождается мотив, который определяется как предмет потребности или как опредмеченная потребность.
Самим актом опредмечивания потребность менется, преобразуется. Она становится потребностью именно в данном предмете.
Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Поведение приобретает направленность.
Совокупность действий, которые называются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенным видом деятельности. (Игровая, учебная, трудовая деятельности).
Уровень деятельностей отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие может побуждаться разными мотивами (полимотивированность). Главный мотив - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы.
Соотношение мотивов и сознания.
Мотивы можно разбить на два больших класса:
1. Осознаваемые мотивы (Мотивы-цели).
2.Неосознаваемые мотивы - проявляются в сознании в особой форме : эмоций и личностных смыслов.
В теории деятельности эмоции определяются как отражения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.
Личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Мотивы-стимулы порождают только эмоции.
Мотивационной сферой чел. определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере . Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.
При анализе деятельности единственный путь движения: от потребности к мотиву, затем от цели к действию. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Однако в теории деятельности намечен один механизм образования мотивов: механизм сдвига мотива на цель. (Цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем сама становится мотивом). Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции.
Внутренняя деятельность.
Внутренние действия подготавливают внешнии действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность выбрать нужное действие.
1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение , что и внешняя деятельность.
2. Внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации (Перенос соответствующих действий в умственный план).
Теория деятельности дает возможность осмыслить психические процессы как особые формы деятельности. Психология же в ней определяется как “наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальностив процессе деятельности человека и поведения животных.”
Упрощая, можно сказать, что предметом психологии является психически управляемая деятельность. В конкретных работах по психологии реализуются две самые общие стратегические линии. В русле одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в русле другой - как объяснительный принцип.
Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности.Это усложенение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам Среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей деятельности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение.
Развитие этих форм псих. отр. совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают.
Та деятельность животных, с которой связана простейшая форма психики определяется не самими по себе данными воздействующими свойствами Среды, но этими свойствами в их отношениях с другими свойствами.
Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из его биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл тех или иных воздействий не является постоянным для животного, но, наоборот, изменяется и развивается в процессе его деятельности в зависимости от объективных связей соответствующих свойств Среды.
Смысловые связи, возникающие в деятельности животных, представляют собой условные связи, имеющие особый , чрезвычайный характер. Они резко отличаются от тех условных связей, которые образуют механизм самого поведения, т.е. связей, с помощью которых поведение осуществляется.
Связи первого рода образуются весьма быстро и столь же быстро угасают; для этого достаточно 1-2 сочетаний.
Связи второго рода угасают медленно, постепенно.
Другая черта смысловых связей - это как бы “двусторонний” их характер, которыый выражается в том, что в результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, но и соответствующая потребность как бы “узнает себя” в данном предмете- раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему.
Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Существующие взаимопереходы между ними заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается сихическое отражение воздействующих свойств это действительности.
Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает псих. отр. животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных сотношений вещей в виде предметных “ситуаций” .
Т.о. развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что псих. отр. является функцией соотвествующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.
Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие псих. отр. как бы отстает от развития их деятельности, оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз.
Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование “естественных орудий” их деятельности - их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее при этом переходе изменение общего строения деятельности животных создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет уже в новом направлении.
Первое отличие деятельности жив. от деятельности чел. состоит в том , что она является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности псих. отр. животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У жив. в отличие от человека не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к веши, то он отличает объективный предмет своего отношения и само свое отношение к нему. Такого разделения не существует у животных.
Существует еще одна черта психики животных, отличающая ее от чел. сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессовтакже полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности (отсутствие труда - процесса, общественного по своей природе; голосовое поведение - инстинктивно).
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия чел. на природу. Для труда характерны следующие черты:
1. Употребление и изготовление орудий;
2. Реализация в условиях коллективной деятельности.
Этапы строения деятельности в условиях коллективного труда:
1. Разделение имеет случайный и непостоянный характер;
2. Этап примитивно- технического разделения труда;
3. Коренное изменение самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
У животных предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты. У человека в рамках коллективной деятельности происходит разделение предмета деятельности и ее мотива. Процесс , предмет и мотив которого не совпадают, - действие.