Аномалии анализаторных систем

Нарушение работы зрительного анализатора. Причины нарушений.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушения обмена веществ и прочее) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения).

К аномалиям развития наследственного происхождения относятся:

микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения. В редких случаях встречается анофтальм - врожденное безглазие.

Самой распространенной формой врожденного изменения органа зрения является катаракта - помутнение хрусталика. Также к врожденным заболеваниям относятся:

-пигментная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери;
-астигматизм - аномалия рефракции (преломляющей способности глаза). Астигматизм - это неспособность глаза соединять в одну точку падающие на него выходящие из одной точки лучи вследствие неодинаковой кривизны преломляющих сред глаза. В слабой степени существуют и в нормальном глазу, сильная степень астигматизма вызывает расстройство зрения.

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями. Их симптомы проявляются не сразу, а лишь на определенном этапе развития. Зрение постепенно снижается, что может сопровождаться повышенной утомляемостью и головными болями. В этом случае необходимо оперативное вмешательство.

Нарушение работы слухового анализатора.

Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.

Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности.
Врожденные нарушения слуха - следствие воздействия на плод различных вредных факторов со стороны организма матери(вирусные инфекции - корь, грипп; внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем; травмы плода (особенно на ранних этапах его развития).

Приобретенные нарушения слуха.

Причины:
-инфекционные заболевания - менингит, корь, скарлатина, паротит (свинка), пневмония;

-осложнения после гриппа (в раннем возрасте) вызывают необратимые нарушения слуха (пневмония особенно опасна своими последствиями для слуха в грудном возрасте);

-воспалительные процессы - степень недуга зависит от места поражения звуковоспринимающего аппарата: воспаление в области среднего уха (отит) вызывает менее тяжелые последствия для слуха, чем поражения внутреннего уха или слухового нерва;

-поражения центрального отдела слухового анализатора (т.е. слуховой области коры головного мозга и проводящих путей) могут возникнуть при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах.

Ранний детский аутизм

Аутизм (от лат. Authos - сам) - проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом.

РДА относится к искаженному развитию, при котором сочетается незавершенность отдельных этапов развития (происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными - это в дефектологии называется ретардацией) одних систем с парциальной акселерацией других систем.

Синдром РДА (ранний детский аутизм) - причины неизвестны(полиэтиологичность).

Ребенок неконтактен ни с кем, в т. ч. с матерью. Постоянная боязнь яркого, громкого. Избегают прямого взгляда. Страхи.

Однообразное поведение с элементами одержимости. Игры  манипулятивны. Бедная мимика. Речь обращена в пространство, о себе говорят во втором или в третьем лице. Речь вычурна, тембр неестественный. В ответ на вопрос всего лишь его повторяет. Склонны к словотворчеству, изменениям речи (скандированная речь).

Неловкость произвольных движений, так как мышцы в гипертонии. Трудности в самообслуживании.

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипичностью (стереотипией), однообразием. Это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем.