Этапы развития в зрелом возрасте по Левинсону
- Информация о материале
- Просмотров: 31441
В возрастной психологии выделяет три основные возрастные группы.
Чтобы лучше понимать взрослых, давайте рассмотрим их, условно разделив на три возрастные группы: молодые взрослые (от 18 до 34 лет); взрослые среднего возраста (от 35 до 64 лет); пожилые взрослые (65 лет и старше). Исследователи используют разные названия и делят людей по разным возрастным группам, но большинство из них соглашаются с тем, что взрослые на различных стадиях жизни имеют сходные характеристики и нужды. Так как исследование, на котором основана эта статья, было проведено на Западе, то некоторые специфические примеры не могут быть применены ко взрослым других стран. Однако эти примеры могут помочь преподавателю понять и применить основные психологические принципы обучения на занятиях со взрослыми в любой стране.
МОЛОДЫЕ ВЗРОСЛЫЕ (от 18 до 34 лет):
Даниэль Левинсон, признанный исследователь развития взрослых мужчин, использует термин «ранний переходный возраст» взрослых людей для определения возраста от 17 до 33 (плюс - минус 2 года в ту или другую сторону). Молодой человек пытается войти во взрослую жизнь. Он стремится утвердить свою независимость. Он хочет стать психологически независимым от своих родителей (даже если он продолжает жить с ними) и стать независимым в финансовом отношении. Многие молодые женщины тоже преследуют такую же цель.
ВЗРОСЛЫЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (от 35 до 64 лет):
Можно выделить три задачи для взрослых среднего возраста:
- Примириться с тем, что молодые годы уже прошли;
- Помочь (и позволить) подросткам стать взрослыми, отвечающими за свои поступки;
- Приспособиться к стареющим родителям.
Левинсон описывает период с 40 до 45 лет, как «переходный период в середине жизни». Эти годы также называют временем переоценки всей жизни, включая личные приоритеты, работу, брак и религиозную веру. Поиск смысла — важная часть этого периода. Кажется, что как мужчины, так и женщины хотят стать самими собой. Они полны решимости начать жить так, как им хочется, а не так, как хотят от них другие.
Переоценка жизни в среднем возрасте может привести к пересмотру приоритетов. Такой пересмотр может повлиять на отношения с другими людьми, включая супруга или супругу. Те, кто готовит учебные материалы для взрослых, и преподаватели, ведущие занятия по изучению Библии со взрослыми, состоящими в браке, должны учитывать ту напряженную обстановку, которая, возможно, наблюдается в семьях взрослых среднего возраста.
Болезненная проблема, связанная с разводом, наблюдается в любом периоде супружеской жизни, а не только у людей среднего возраста. Все же переходный период в середине жизни может оказать большое отрицательное влияние на супружеские отношения.
Конечно, не все подвержены кризису переходного периода в средние годы. В результате исследования Левинсон показал, что около 80-ти процентов мужчин переживают этот кризис по-разному. В течение этого периода многие взрослые пересматривают каждый аспект своей жизни.
Маккой называет возраст от 44 до 55 лет периодом «оседлой жизни», а возраст от 56 до 64 лет - периодом «зрелости». Период «оседлой жизни» можно охарактеризовать одним словом — «приспособление». Взрослый человек приспособляется к условиям как на работе, так и дома. Левинсон выделяет другой переходный период в возрасте 50-55 лет. В течение этого периода человек несколько смягчает те изменения, которые имели место в переходный период в середине жизни. Приспособление к условиям жизни продолжается в период « зрелости», особенно когда человек готовится к выходу на пенсию или к выходу на пенсию супруга или супруги.
Говоря об этих кризисных и переходных периодах, мы вовсе не утверждаем, что жизнь человека среднего возраста сплошь состоит из одних несчастий. Дело обстоит не так. Наоборот, эти годы - годы наивысшей производительности и радости.
Как же могут составители пособий и преподаватели Библии, занимающиеся с людьми среднего возраста, наилучшим образом использовать знание того, что происходит в жизни этих людей? Понимание тех бурь, которые происходят в «переходный период» людей от 40 до 50 лет, может помочь в работе с ними. На первый взгляд может показаться, что взрослые люди среднего возраста -уверенные в себе люди и умеют себя сдерживать. Однако они также могут испытывать внутренние бури в то время, когда они переоценивают свою жизнь. Взрослым людям среднего возраста необходимо иметь возможность служить другим. Для них очень важно жертвовать собой и помогать окружающим. Взрослые люди сами хотят определить для себя, каким образом помогать другим, но так или иначе им необходимо отдать частичку себя другим.
Вот список задач развития для взрослых людей среднего возраста, составленный Хэвингхерстом:
- принятие на себя гражданской и социальной ответственности;
- достижение и поддержание нормального экономического уровня жизни;
- помочь своим детям-подросткам вырасти счастливыми людьми, способными брать на себя ответственность;
- способность организовать проведение своего свободного времени;
- отношения с супругом или супругой как с другой личностью;
- приспособление к изменениям психики среднего возраста и принятие их;
- приспособление к жизни стареющих родителей.
Специалисты, занимающиеся вопросами развития , издавна рассматривают изучение детского и юношеского периодов как средство познания человека в зрелом возрасте . Такой подход во многих отношениях оправдан, однако он непроизвольно создает впечатление, что в какой-то определенный момент развитие прекращается, и взрослый человек становится относительно статичным существом. Другая точка зрения, которая зародилась еще во времена психологов Карла Юнга и Эрика Эри-ксона, напротив, подчеркивает динамичную сущность взрослого человека. Согласно этому мнению, период зрелости - это непрерывный процесс познания, кризисов и выбора. Даниэль Левинсон (1978) уподобил жизненный цикл путешествию:
"Характер путешествия определяют разнообразные обстоятельства, встречающиеся на пути. Они могут заставить изменить маршрут, ускорить или замедлить передвижение, и даже, в крайних случаях, совсем прекратить путешествие. Но до тех пор, пока движение продолжается, путешествие проходит в определенной последовательности".
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Психологическое содержание возрастного периода:
- 16—22 года-Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома;
- 23-28 лет-Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями сформированности представлений о своей будущей жизни работе. Встреча со спутником жизни заключение брака;
- 29-32 года-Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново;
- 33-39 лет-"Буря и натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным;
- 40—42 года-Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченая;
- 43—50 лет-Новое равновесие. Привязанность к семьей;
- После 50 лет-Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.
Подход Д. Левинсона требует более подробного анализа, поскольку он наиболее ярко иллюстрируют социальную специфику нормативных подходов к исследованию личности.
Ученый полагал, что течение жизни не является размеренным, постоянным накоплением качественных изменений. Напротив, в жизни существуют качественно различные «сезоны». Каждый сезон отличается от того, который предшествовал ему и идет ему на смену, несмотря на то, что у них есть нечто общее. Д. Левинсон считал, что жизненный цикл человека эволюционирует через последовательность эр (сезонов), каждая из которых длится примерно 25 лет. Эры (сезоны) частично «перекрываются», следовательно, следующая начинается, когда предыдущая подходит к концу. Последовательность эр (сезонов) выглядит следующим образом:
- Детство и подростковый возраст: 0 -22;
- Ранняя взрослость: 17 - 45;
- Средняя взрослость (средний возраст): 40 - 65;
- Поздняя взрослость: 60 - …
Эра (сезон) является «временем жизни» в полном смысле. Внутри нее происходят важные изменения, но каждая эра имеет свои собственные, уникальные качества, которые являются способом жизни, определяют жизненную траекторию на значительном временном отрезке. Для ее изучения Д. Левинсоном был применен междисциплинарный подход, в котором учитывались биологические, психологические и социальные параметры жизни взрослых людей. Таким образом, эра не является стадией биологического развития или карьерного роста.
Последовательность эр (сезонов) составляет макроструктуру жизненного цикла. Периоды развития, на которые дробится эра, дают более подробную картину конкретных событий и деталей жизни. Все люди проходят через последовательность эр и периодов, решая сходные задачи, во многом определяемые возрастом.
С точки зрения нормативных подходов, самореализация личности может рассматриваться как процесс, заданный обществом в виде норм и правил социальной жизни (что является характерным для стабильных обществ). Если человек будет своевременно проходить через предписанные обществом этапы жизненного пути личности (попадая в своеобразное «расписание»), то он достигнет удовлетворяющего его уровня самореализации.
Нормативная стратегия формирования жизненной траектории возможна и в современном обществе. Однако все большую представленность имеют вариативные (индивидуальные) способы конструирования жизненного пути.
Вторым ученым, который самое пристальное внимание уделял именно зрелому периоду человеческой жизни, а также этапам инволюции, был Даниэль Левинсон.
Он обратил внимание, что структура и направленность личности начинает существенно меняться в возрасте около тридцати лет. Левинсон указывал, что многие люди в период от 28 до 34 лет начинают серьезно задумываться над тем, чему было посвящено их личностное функционирование за последние десять лет, тем ценностям, которым они отдали предпочтение, тех целях, для достижения которых они тратят столько усилий. Как писал R. L. Gould (161), это такое время жизни, когда многие люди останавливаются и спрашивают себя: «Является ли та жизнь, которую я сейчас веду, той жизнью, которую я предполагал вести?». И смутные опасения по этому поводу могут зачастую становиться причиной достаточно сложных и очень болезненных попыток что–либо изменить. Семья может распасться, карьера быть заброшенной и весь жизненный стиль может быть изменен. Люди в этот период иногда чувствуют, что все неудовлетворительные аспекты их жизни должны быть немедленно изменены, потому что скоро будет поздно. Этот период жизни Левинсон назвал «кризисом тридцатилетних».
Как только вопросы и изменения, связанные с «кризисом тридцатилетних» постепенно теряют свою интенсивность, личность вступает в новый период взрослости. Для работающих мужчин и женщин период жизни между 35 и 40 годами может быть особенно продуктивным в профессиональном плане. При изучении как высококвалифицированных специалистов, так и простых рабочих, этот период обозначается как время «making it», то есть период максимального расцвета мастерства, работоспособности, на фоне стабилизации собственного статуса в мире взрослых и активного завоевания собственной ниши. Обычно все это сопровождается подъемом по лестнице престижа и достижениями в выбранной карьере.
В возрасте около сорока лет период ранней взрослости заканчивается и начинается «midlife transition» – переходный период середины жизни. У женщин, которые посвятили свою жизнь роли жены и матери, кризис может быть связан с периодом, когда дети вырастают и начинают оставлять дом. Приспосабливаясь к этим изменениям, женщина в этот период может найти удовлетворение в работе вне дома, возвращаясь к прерванной карьере или, возможно, начиная новую.
Для мужчин «midlife transition» обычно концентрируется вокруг проблем, связанных с личной жизнью и карьерой. Подобно женщинам на этой стадии, они могут размышлять: «Что должен я сделать со своей жизнью? Что я должен совершить? Что я еще хочу сделать?». В исследовании мужчин, проведенных Даниэлем Левинсоном и его коллегами в 1978 году, более 80 процентов обследованных пережили «midlife transtion» как умеренный или серьезный кризис, характеризующийся пересмотром практически всех аспектов своей жизни.
Проблемы середины жизни, описанные Левинсоном, соответствуют седьмой стадии в теории социального и личностного развития рика Эриксона. Трансформация, которую предстоит пройти личности, в соответствии с Эриксоном, должна заключаться в способности выйти за рамки заботы исключительно о собственном благополучии и проявлении заботы о будущих поколениях своим непосредственным участием. Эриксон назвал подобную цель «генеративностью». Личность, не переходящая в стадию генеративности, в соответствии с классификацией Эриксона, обречена на стагнацию. Немногочисленные эксперименты, проведенные другими исследователями, подтвердили основные положения теории Эриксона и Левинсона.
После критической транзиции середины жизни, начинается период средней взрослости. Для большинства людей это период наибольшей стабилизации. Максимально возрастает доход. Люди обычно уверены в профессии, которую они выбрали, и их продуктивность часто достигает пика. Но в период средней взрослости приходит и новое ощущение времени. Люди постепенно осознают, что жизнь идет к концу, и они начинают более размышлять о приоритетах в своей жизни. Увеличивается значимость межличностных отношений. Многие люди сообщают о большем удовлетворении своим супругом, потеплении отношений и усилении связей со своими детьми и друзьями. Для многих людей эта тенденция имеет свою силу и в пожилом возрасте – в период поздней взрослости.