Половое воспитание - финский опыт

article_imageПонятие sex education часто переводят как «половое воспитание» или «сексуальное просвещение». Первое значение слишком широко, обозначает все социально-педагогические практики, посредством которых общество приобщает детей к сексуальной культуре, правилам взаимоотношений мужчин и женщин, а второе чересчур узко — слово «просвещение» подразумевает нечто факультативное, дополнительное.

По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), выход из этой ситуации во всестороннем сексуальном образовании. В США ему противопоставляют другую стратегию, согласно которой главной положительной ценностью является половое воздержание до брака, иногда неохотно дополняя его сведениями о контрацепции и профилактике заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). В Европе эту модель считают ошибочной, однако практика разных стран неодинакова.

В ноябрьском номере за прошлый год международного журнала Sex Education ведущий финский сексолог Осмо Контула подробно освещает опыт нашего северного соседа — Финляндии. Школьное сексуальное образование существует здесь с 1970 года. Сегодня оно встроено в систему «образования для здоровья» и является обязательным. С 1987 года министерство социальных дел и здравоохранения Финляндии ежегодно издает журнал по сексуальному образованию, который бесплатно рассылается всем 16-летним, а с 2000 года — 15-летним школьникам. Для оценки качества преподавания этого предмета в стране проведены два национальных опроса: в 1996 и 2000 годах были опрошены учителя, а в 2000 и 2006 годах — школьники.

Начинается сексуальное образование рано, с детского сада и первых шести классов школы (дети от 7 до 12 лет). Каждая школа имеет свою собственную программу. В 1990-х годах количество часов на этот предмет было уменьшено, но в 2001 году он снова стал обязательным с 7-го по 9-й класс (13–15 лет); многие вопросы, которые раньше обсуждались в 9-м классе, теперь перенесены в 7-й и 8-й класс, а количество учебных часов с 1996 по 2006 год увеличилось с 9,3 до 17,4 часа в семестр. В будущем преподаватели этого курса будут получать специальное университетское образование. Курс дает знания не только об основах сексуального здоровья, но и о физическом, психическом и социальном развитии подростков, помогая школьникам лучше понимать коммуникацию, человеческие взаимоотношения, проявлять ответственность и заботу друг о друге. Семиклассники получают сведения о половых органах и их функциях, менструации, эякуляции, половом созревании и коммуникативных навыках. В 8-м классе школьники узнают о контрацепции, абортах, ЗППП и ВИЧ, половом акте, первом коитусе, мастурбации, свиданиях, эмоциональной жизни, сексуальных и гендерных меньшинствах, сексуальном словаре, источниках сексуальных знаний, медийном сексе, сексуальных правах, сексуальных домогательствах и соответствующем законодательстве. В большинстве школ уроки проводятся для мальчиков и девочек совместно, дополняются просмотром видео и групповыми дискуссиями.

Как справляются с этим делом школьные учителя? В обоих опросах они сказали, что считают своей сверхзадачей научить школьников поступать ответственно и снабдить их достоверными научными фактами. Для этого нужно вооружить учеников знаниями, толерантными установками, самоуважению, чувству ответственности и уважению к эмоциям. Финские учителя убеждены, что их воспитанники могут иметь самостоятельные сексуальные суждения и способны принимать на их основе ответственные решения.

Важнейшее отличие финских учителей от их американских и многих европейских коллег — отсутствие особой заботы о сексуальном воздержании. Больше половины опрошенных учителей в списке сексуально-педагогических ценностей поставили сексуальное воздержание на последнее, 14-е место. Четыре пятых учителей считают, что говорить с подростками о сексуальных сюжетах им «легко», а 40% — даже «очень легко»…

РЕЗУЛЬТАТ

Семейная федерация Финляндии провела в 2000 и 2006 годах национальные опросы о сексуальном здоровье среди 14-летних школьников (8-й класс), в котором приняли участие 58% финских школ, охватив почти половину всех мальчиков и девочек, родившихся в 1991 году. Анкета включала 75 вопросов, распределенных по следующим категориям:
• детство и половое созревание (10 вопросов);
• структура и функции половых органов (14 вопросов);
• мастурбация (5 вопросов);
• половой акт (9 вопросов);
• беременность (10 вопросов);
• контрацепция (15 вопросов);
• ЗППП (9 вопросов).

Выяснилось, что за прошедшие пять лет сексуальные знания школьников заметно улучшились, но девочки, как и раньше, заметно опережают мальчиков. На две трети вопросов правильно ответили четыре пятых девочек и только половина мальчиков. Чем объяснить отставание мальчиков?

Мальчики достигают половой зрелости позже девочек. Они получают меньше сексуальных знаний дома, особенно от матерей. Заданные вопросы явно сфокусированы в женскую сторону (23 «женских» вопроса на 9 «мужских»). Девочки в этом возрасте вообще учатся лучше мальчиков. Мальчики не всегда хотят обнаружить свои истинные знания в этих вопросах и нередко уклоняются от ответов. Мальчишки часто становятся в оппозицию к сексуальному образованию из-за его «фемининной» акцентуации.

Знания — лишь один из элементов сексуальной культуры. Высокие баллы по этому предмету значительно теснее связаны с общей успеваемостью подростка, чем с его собственным сексуальным опытом. Однако даже мальчики, которые по другим предметам успевают не хуже девочек, в данном случае существенно уступают своим ровесницам. Причем заинтересованность в практическом сексуальном опыте необязательно коррелирует с повышенными знаниями в этой сфере. Это верно для обоих полов, но особенно для мальчиков. Парадоксально, но мальчики, уже пережившие свой первый коитус, имеют самый низкий уровень сексуальных знаний. Практический интерес к сексу не превращается у них в мотивацию к сексуальному образованию.

Школьное сексуальное образование для мальчиков важнее, чем для девочек, потому что у них меньше источников достоверной информации по этим вопросам. Однако для вовлечения мальчиков сексуальное образование должно учитывать их специфические интересы, включая такие вопросы, как размер пениса, способы проявления сексуальной инициативы, коммуникативные проблемы сексуального взаимодействия, застенчивость, ревность, физиология полового акта и о чем при этом надо думать, мужские сексуальные расстройства.

КТО ВИНОВАТ

Сексуальное образование не творит чудес, оно только помогает им лучше осознать эти проблемы и принять свое, пусть не единственно возможное, но ответственное решение. И это чрезвычайно важно не только с точки зрения их собственной сексуальной безопасности, но и в личностном плане. Как подчеркивает доклад Совета Европы о репродуктивном здоровье и поведении молодых европейцев, открытая и либеральная сексуальная политика и связанные с ней публичные дискуссии — один из ключевых факторов сексуального и репродуктивного благополучия населения Европы. Статья Осмо Контулы прослеживает лишь динамику сексуальных знаний финских подростков, оставляя в стороне эволюцию их сексуальных ценностей, мотивов и навыков. Однако полученные подростками знания влияют на их поведение. Контула с огорчением констатирует, что, хотя финские подростки знают о ЗППП больше, чем их ровесники в других странах, уровень их знаний об этом предмете остается сравнительно низким. Но тут же замечает, что трудно мотивировать подростков усваивать информацию, которая, к счастью, далека от их реальных интересов. И если в 2000-х годах количество подростковых абортов в Финляндии значительно снизилось, в этом немалая заслуга школьного сексуального образования.

Разумеется, финский опыт сексуального образования применим не везде. В том, что российская сексуальная статистика значительно хуже европейской, виноваты не учителя. Я не могу себе представить европейскую столицу, горсовет которой заявил бы, что «безопасного секса не бывает», а главное средство профилактики ВИЧ — половое воздержание до брака. До этого не додумались даже американские фундаменталисты. Но если страна хочет модернизироваться или хотя бы выжить, она должна смотреть не назад, а вперед.

Использован материал с сайта: www.psyh.ru