Актуальность исследования. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Данной проблемой занимались выдающиеся ученые: Ж.-Ж. Руссо, К. Лоренц, Р. Докинз, Г. Маркузе, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Доллард, Э. Эриксон, Ф. Перлз, А. Бандура и др.
Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие, демонстрируемое в средствах массовой информации, особенно по телевидению, негативно влияет на зрителей.
Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах, а также такими знаменитыми учеными как Берковиц, Гербнер, Хит, Фридрих-Кофер, Томас было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию, 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие агрессивные действия.
Исследования, проводимые в данной сфере, как правило, очень наглядны, но у них есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение короткого промежутка времени, а действия, которые экспериментатор предлагает испытуемому, не несут вред другому человеку (например, нажатие кнопки для электрического разряда далеки от реальной жизни). Следовательно, уместно спросить, насколько субъективна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, в повседневной жизни.
По нашему мнению, чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести такое исследование, которое смогло бы выйти за пределы границ обычного лабораторного эксперимента и органично включалось в условия жизни и деятельности испытуемых.
Цель исследования: выяснение соотношения между агрессией и ее проявлениями в различные периоды времени и влиянием агрессивных фильмов и телевизионных программ, демонстрирующих насилие, в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: феномен агрессивности и ее проявления в возрасте 8-28 лет.
Предмет исследования: динамика агрессивности, а также связь между проявлениями агрессии и антисоциального поведения в различные периоды времени и влиянием агрессивных фильмов и телевизионных программ, демонстрирующих насилие, в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень агрессивности, склонность к проявлениям агрессии, антисоциальному поведению, совершению преступлений зависит от количества и содержания программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучить поведенческие и личностные характеристики детей, собрать данные об их родителях и домашнем окружении.
3. Выделить детей предпочитающих телевизионные программы, показывающие насилие.
4. Изучить уровень и динамику агрессивности, проявления агрессии и антисоциального поведения на различных возрастных этапах.
5. Определить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые испытуемые смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько они агрессивны в возрасте восемнадцати и двадцати восьми лет.
Методологическую базу исследования составляют концептуальные разработки отечественных психологов, посвященные проблеме психического развития (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович др.), классические и современные представления о природе и механизмах агрессии (З.Фрейда, К.Лоренца, Л.Берковица, С.Розенцвейга, А.Бандуры, А.Басса, А.В. Петровского и др.).
Методический аппарат исследования составляет система методов, включающая в себя организационные, эмпирические, методы обработки и анализа данных и интерпретационные методы (Б.Г. Ананьев). В частности используются лонгитюдный метод, наблюдение, квазиэксперимент, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, методы описательной статистики, категоризация.
Этапы исследования:
1. Организация выборки экспериментального исследования.
2. Осуществление эксперимента с использованием методов, составляющих методический аппарат исследования с детьми в возрасте восьми лет. В частности использование психодиагностических методик: «Фрустрационный Тест С. Розенцвейга», «Нарисуй человека».
3. Анализ данных, полученных в ходе исследования.
4. Проведение повторного исследования испытуемых спустя десять лет (возраст испытуемых восемнадцать лет). В частности использование психодиагностических методик: «Фрустрационный Тест С. Розенцвейга», «Нарисуй человека», «Тест руки», методика «Q-сортировка», «Оценка агрессивности в отношениях (А.Ассингер)», «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
5. Анализ, интерпретация и сравнение данных, полученных в ходе исследования, с результатами исследования, проводимого ранее.
6. Проведение завершающего исследования испытуемых, находящихся в возрасте двадцати восьми лет, с применением тех же методик.
7. Подтверждение или опровержение гипотезы исследования на основе показателей, полученных в ходе обработки результатов трех исследований.
Организационная база исследования. Описание выборки:
Выборка экспериментального исследования включает в себя группу младших школьников, состоящую из мальчиков и девочек в возрасте восьми лет, численностью пятьсот человек.
Схема исследования:
Э(R)O1-X0O2-X0O3
Э- экспериментальная группа
R- рандомизация
X0- воздействие (отсутствие воздействия это тоже воздействие)
O- осуществление системы методов, составляющей методический аппарат исследования. В том числе психодиагностических методик:
O1- проведение методик «Фрустрационный Тест С. Розенцвейга», «Нарисуй человека».
O2, O3- проведение методик «Фрустрационный Тест С. Розенцвейга», «Нарисуй человека», «Тест руки», методика «Q-сортировка», «Оценка агрессивности в отношениях (А.Ассингер)», «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты наглядны и близки к реальности, так как эксперимент проходит без отрыва от повседневной жизни испытуемых. Кроме того, благодаря высокой репрезентативности выборки можно с большой долей вероятности говорить о достоверности результатов, полученных в ходе исследования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с деструктивными подростками.