В литературе изменения состояния сознания определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики (Ф.Д.Гудман, 1983 г.)
Напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывают цинизм, жестокость, агрессивность. Агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, на желающему подобного обращения*2. Попытки объяснения агрессивных действий разных людей затрудняет тем, что не только в обыденном сознании, но в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Для исследования воздействия изменения состояния сознания человека на регуляцию уровня агрессивности личности изучения ИСС как психологического средства нормализации уровня агрессивности личности, с учетом специфики поставленных нами задач, было необходимо определить наиболее надежные и эффективные способы раскрытия этой проблемы и выявить те особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у нее агрессивных форм поведения. Ведь совершенно очевидно, что более или менее агрессивные люди разными глазами смотрят на конфликтные ситуации, по разному их понимают и неодинаково оценивают допустимость применения физической силы или словесных угроз в качестве средства разрешения межличностных и групповых напряженностей.
Цель исследования: определить особенности резервных возможностей организма как средства нормализации уровня агрессивности личности.
Объект исследования: динамика уровня агрессивности во время измененного состояния сознания при групповой и индивидуальной психотренинговой деятельности курсантов Пензенского Артиллерийского Училища.
Предмет исследования: специфика и эффективность регуляции агрессивности в измененном состоянии сознания.
Гипотеза исследования: измененное состояние сознания является средством регуляции и снижения агрессивности личности.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данному вопросу.
2. Определить уровень агрессивности и враждебности курсантов Пензенского Артиллерийского Училища.
3. Осуществить психотренинговое воздействие, посредством измененного состояния сознания на экспериментальную группу.
4. Выявить эффективность воздействия психологического тренинга на уровень агрессивности и враждебности курсантов Пензенского Артиллерийского Училища.
Этапы исследования:
1. Организация выборки экспериментального исследования.
2. Выявление уровня агрессивности личности в контрольной и экспериментальной группах, посредством проведения теста А.Ассингера и опросника “Басса-Дарки”.
3. Осуществление психологического тренинга посредством изменения состояния сознания на экспериментальную группу. В частности проведение занятий направленных на дружелюбие, сплоченность группы, снятие агрессивности, релаксация, тренинг сензитивности, медитативный аутотренинг.
4. Проведение повторного исследования уровня агрессивности личности в контрольной и экспериментальной группах, посредством проведения теста А.Ассингера и опросника “Басса-Дарки”.
5. Подтверждение или опровержение гипотезы исследования на основе показателей, полученных в ходе обработки результатов исследования уровня агрессивности личности до и после проведения психологического тренинга у экспериментальной и контрольной групп.
Организационная база исследования. Описание выборки:
Выборка экспериментального исследования включает в себя две группы курсантов первого курса Пензенского Артиллерийского Училища, составляющих соответственно экспериментальную и контрольную группы.
Численность экспериментальной и контрольной групп составляет 25 человек.
Схема исследования:
Э(R)O1XO2
К(R)O3 O4
Э- экспериментальная группа
К- контрольная группа
R- рандомизация
X- воздействие (психологический тренинг)
O- проведение тестовых методик (тест А.Ассингера и опросник “Басса-Дарки”).
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в учреждениях закрытого типа, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися проблемой изменения состояния сознания.