Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является наиболее действенным способом укрепления и сохранения здоровья и подготовки к активной жизнедеятельности студенческой молодежи. Вместе с тем приобщение студентов к ЗОЖ - сложная гигиено-педагогическая проблема, оптимальные пути решения которой пока еще не определены в полной мере. Это объясняется тем, что предлагаемые мероприятия, как правило, не предусматривают интересы и личный опыт студентов по устройству их образа жизни.
Проведен опрос 1701 студентов одного из крупнейших технических вузов Украины (ОНПУ) с целью выяснения их мнения о наиболее действенных мерах, создающих реальные предпосылки для полноценного использования всех компонентов ЗОЖ, эффективно содействующих укреплению здоровья, к которым мы относим: рациональный труд, рациональное питание, рациональную двигательную активность, закаливание, личную гигиену, психогигиену, отказ от вредных привычек (табакокурения, употребления алкогольных напитков и наркотиков).
В результате было выявлено следующее.
Рационализацию своего студенческого труда и суточного режима значительная часть студентов связывает, прежде всего, с оптимизацией организации образовательного процесса в вузе.
В этой связи 36,63% опрошенных нами студентов предлагают начинать учебные занятия с 9-10 часов с тем, чтобы можно было успеть полноценно организовать начало своего рабочего дня (сделать зарядку, позавтракать, без спешки добраться до места учебы). 42,74% респондентов советуют распределять учебную нагрузку в течение семестров;
37,03% — выдавать учебные задания оптимальными порциями, не требующими чрезмерных напряжений и продолжительных вечерних занятий;
20,52% рекомендуют обеспечить доступ к учебной информации через ИНТЕРНЕТ.
Кроме того 15,99% студентов считают необходимым улучшить санитарно-гигиенические условия учебных занятий:
15,34%—создать в учебной группе здоровый социально- психологический климат;
8,99% — проводить производственную гимнастику;
8,76% — создать в учебных корпусах и библиотеке уголки отдыха;
20,52% — ввести большую перемену, во время которой, можно было бы полноценно отдохнуть и «перекусить»;
4,28% студентов предлагают обеспечить условия для их эффективного, отдыха в субботние и выходные дни;
17,76% — организовать активный отдых в период каникул.
Для рационализации питания 50,38% респондентов считают целесообразным создать сеть дешевых пунктов питания в учебных корпусах и общежитиях:
18,81% — организовать разработку для студентов индивидуальных программ рационального питания;
17,63%—провести цикл лекций, бесед, консультаций по содержанию и организации рационального питания при студенческой столовой;
11,17%— предусмотреть в курсах физического воспитания продуманную пропаганду научных знаний по проблемам рационального питания в студенческие годы и во время работы с выпускоми размещением в ИНТЕРНЕТЕ методических разработок.
Чтобы поднять уровень личной гигиены, 62,31% респондентов рекомендуют обеспечить возможность регулярно пользоваться теплым душем и другими гигиеническими процедурами в целях ухода за телом в местах занятий физической тренировкой и проживания;
33,80% — организовать постоянно действующие консультации врачей по вопросам профилактики СПИДа, венерических и других заболеваний;
8,70%—ввести строгий распорядок суток в семье, в общежитиях.
Для закаливания организма студенты рекомендуют своим сверстникам:
41,09% — прогулки на свежем воздухе;
26,04% — парение в бане (сауне);
15,81 % — ежедневные домашние закаливания водой (обтирания, обливания, душ);
15,58% — сон при открытой форточке;
14,87% — круглогодичные тренировки на открытом воздухе;
13,69% — купание в открытых водоемах;
11,23% — ношение легкой одежды.
В целях психогигиены, профилактики и ликвидации последствий стрессов, несущих угрозу здоровью, 37,74% опрошенных студентов предлагают развивать в вузе экстремальные виды спорта, помогающие воспитывать стрессоустойчивость;
22,63% — ввести в программы дисциплины «Физическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология» и др. обучение специальным приемам и методам регуляции психических состояний;
17,87% — создавать в вузе (в общежитии, в корпусе физического воспитания, в студенческой поликлинике, при профилактории) комнаты психологической разгрузки;
22,05% — предлагают формировать на занятиях физическим воспитанием и спортом свойства и качества личности, обеспечивающие стрессоустойчивость в обычных и экстремальных условиях.
Опрос студентов дает возможность наметить действенные мероприятия, позволяющие искоренить в их среде такие вредные привычки, как табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков. Для решения этой задачи 31,45% респондентов предлагает морально и материально поощрять за отказ от вредных привычек;
24,75%—вводить запретительные меры;
14,93% — вести разъяснительную работу;
22,46% — воспитывать на положительных примерах.
18,16% опрошенных студентов считает, что в данном случае поможет привлечение к усиленным занятиям спортом.
Исследования показали, что большинство студентов во многом увязывают оптимизацию своего двигательного режима и приобщение к здоровому образу жизни в целом с физическим воспитанием и спортом. В связи с этим 34,21% студентов считают необходимым бесплатно ежедневно предоставлять на 1 час спортивные сооружения вуза для самостоятельных занятий физическим воспитанием в удобное для них время;
24,51% — организовывать тренировки в спортивных и оздоровительных секциях для всех желающих по популярным среди студентов видам спорта и системам физических упражнений;
14,16% респондентов предлагают максимально профилировать занятия физическим воспитанием с учетом особенностей и требований избранной профессии;
13,75% — ввести обязательные занятия физическим воспитанием на всех курсах в объеме не менее 4-х часов в неделю.
12,99% студентов считают, что оптимизации двигательного режима помогает проведение спартакиад и факультетов по популярным среди студентов видам спорта.
Практика постановки физического воспитания и спорта в вузах показывает, что ее успехи во многом зависят от того, настолько учитываются физкультурные и спортивные интересы студентов.
В проведенных нами исследованиях установлено что сегодня нашу студенческую молодежь по-настоящему увлекают более 30 традиционных и нетрадиционных систем физических упражнений и видов спорта.
До 30% студентов заявляют, что их интересуют любые системы и виды спорта, способствующие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовке к будущей профессиональной деятельности, популярные среди молодежи.
В связи с тем, что свыше 60% (а IV курса — 74,18%) студентов заняты на работе по совместительству с учебой во второй половине дня, для них очень важно, когда организуются занятия физическим воспитанием и спортом.
34,74% студентов согласны заниматься физическим воспитанием и спортом во второй половине дня. 49,09% предпочитают это делать в первой половине. При этом абсолютное большинство студентов заявляют, что они не готовы к платным занятиям своим физическим совершенствованием.
Свою двигательную активность и физическое совершенствование до 50% респондентов связывает с личным осознанием их роли в своей жизнедеятельности и будущей профессиональной работе, созданием культа физического совершенства в студенческом коллективе, с заказом работодателей на физическую надежность специалистов, с наличием в вузе современной спортивной базы, с профессионализмом педагогов, руководящих физическим воспитанием.
Основываясь на личном опыте студентов, были выяснены и наиболее действенные мероприятия, мотивирующие использование в их среде компонентов ЗОЖ.
Для решения этой проблемы от 10 до 50% опрошенных респондентов предложили: широко пропагандировать ЗОЖ и его компоненты на лекциях, в беседах врачей студенческой поликлиники и профилактория, на занятиях гуманитарными дисциплинами, в многотиражной газете, на сайте вуза, на факультетских стендах; ввести в оценку за физическое воспитание и в «Паспорт здоровья», выдаваемый после окончания вуза, показатели соблюдения ЗОЖ; регулярно проводить на факультетах Дни и конкурсы здоровья с пропагандой здорового образа жизни.
Подобные обобщенные предложения студентов, согласно внедряемым на современном этапе вузовского образования принципам педагогики сотрудничества должны являться информационной базой для разработки в каждом вузе реальных программ формирования здорового образа жизни и здоровья студентов.
Основная идея такой программы — создание благоприятных условий студентам для реализации принципов здорового образа жизни, формирования и достижения высокого уровня здоровья и дееспособности, необходимых для активной жизнедеятельности и высокопродуктивной работы в условиях рыночных отношений.
Важную роль в обеспечении ЗОЖ должна принадлежать созданию системы студенческого самооздоровления.
Самооздоровление студентов нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осуществляемых силами самих студентов, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям или подверженных им (при типичных заболеваниях студентов и преморбидных состояниях).
Эти мероприятия не подменяют усилий врачей, направленных на оздоровление студентов, а предваряют или дополняют их.
Многие факторы играют важную роль в обеспечении здоровья студенческой молодежи, но в разной степени. Проблема состоит в том, чтобы активизировать, простимулировать положительное влияние факторов, которые укрепляют здоровье, и нейтрализовать влияние тех факторов, которые его ухудшают.
Самооздоровление должно проводиться под руководством или наблюдением преподавателей или лечебного персонала студенческих поликлиник, курирующих студентов. Оно предполагает: изучение студентами (по литературным источникам) возможных причин наследственных или приобретенных заболеваний и факторов, способствующих их развитию, определение профилактических мероприятий, технологии физической реабилитации, освоение и практическую реализацию оздоровительных мероприятий в процессе своей жизнедеятельности в годы учебы в вузе.
Важной задачей является также приобретение студентами навыков укрепления своего здоровья, которые понадобятся им в процессе работы на производстве.
На основе материалов научной конференции, авторы: Раевский Р.Т., Смолякова И.Д., Сорокина Н.И., и др.