Холотропная терапия: что это такое? Часть 2

statiiРелевантные воспоминания и другие элементы биографии проявляются не по отдельности, а в целом и образуют динамические констелляции - так называемые «системы конденсированного опыта», сокращенно СКО. Большинство СКО динамически связаны с процессом рождения, а значит, продуцируются в более глубокой сфере - в перинатальной области бессознательного.

Во время сеансов холотропной терапии, при перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это воспринимается как процесс умирания. Боль может быть нестерпимой настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим грани­цы индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего чело­вечества и даже всего живого. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожных покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков, дрожь и судороги и пр. Это со­стояние рассматривается как столкновение со смертью. Подчеркивается, что при обычной аналитической работе в области биографического уровня бессознатель­ного такие переживания возможны только в тех случаях, если человек когда-либо находился на грани жизни и смерти (состояние клинической смерти, серьезные операции, ситуации смертельной опасности). Для всех прочих опыт столкнове­ния со смертью возможен только в условиях холотропной терапии. В дальнейшем происходит изменение состояния и переживания уже характеризуют процесс рож­дения. Этот этап перинатальных переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и возрождение. Он является очень важным, поскольку родовая травма даже в большей степени, чем события биографии, ответственна за формирование проблем, и ее проработка в контексте холотропной терапии создает предпосылки для более полноценного излечения, чем аналитическая проработка постнатальных конфликтов. Ведь именно в перинатальной области формируются СКО, которые конденсируют на себе соответствующий биографический материал. Переживания смерти и возрождения весьма сложны и разнообразны. Проявляется такой опыт в четырех типичных паттернах, или констелляция, переживаний (Гроф, 1985), со­ответствующих стадиям биологического рождения. Теория и практика глубинной эмпирической терапии (обобщенное название терапевтических подходов, направ­ленных на достижение измененных состояний сознания с целью проработки глу­бинных слоев бессознательного) постулируют существование гипнотических ди­намических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного. Они названы базовыми перинатальными матрицами (БПМ), и им отводится значительная роль. Помимо того, что матрицы имеют свое собственное эмоциональное и психосоматическое содержание, они выступают еще и как принципы организации на других уровнях бессознательного. В част­ности, элементы важных СКО биографического уровня, касающихся физического насилия и жестокого обращения, угроз, разлук, боли и удушья, тесно связаны со специфическими эффектами БПМ. С другой стороны (в другую сторону бессозна­тельного), перинатальное развертывание часто ассоциируется и с разнообразными трансперсональными элементами, такими как архетипические видения Великой Матери и Ужасной Богини-Матери, Ада, Чистилища, Рая и Царства Небесного. Перинатальные матрицы также имеют особое отношение к различным аспектам активности во фрейдовских эрогенных зонах оральной, анальной, уретральной и фаллической. Выделяются следующие четыре перинатальные матрицы.

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) интегрирует опыт исходного биоло­гического единства с материнским организмом во время внутриматочнош сущес­твования. Отражением активизации БПМ-1 на сеансах холотропной терапии яв­ляются переживания необыкновенного блаженства, «океанического» типа экстаза, единения с природой и космосом, видения Рая и Небес. При перинатальных вос­поминаниях в случае нарушения внутриутробной жизни (критическое состояние плода, болезни матери во время беременности, попытка абортов и пр.) возникают, напротив, состояния тревоги и страха, видения демонических существ, болезнен­ные переживания, дрожь, ощущение «похмелья», отравленности и пр. Связанные с этой матрицей ассоциативные воспоминания из перинатальной жизни харак­теризуются состоянием удовлетворенности насущных потребностей (например, счастливые дни безмятежного детства, семейное благополучие, приятные ощуще­ния, счастливая любовь). Соответствующая активность в эрогенных зонах опреде­ляет удовлетворение либидо, либидонозное чувство во время таких занятий, как купание, качание на качелях, физическая работа и пр. При психопатологических состояниях проявления, характерные для этой матрицы, выступают, например, в параноидной симптоматике, когда в содержании бреда возникают идеи мистичес­кого союза, столкновения с мистическими силами добра и зла.

Вторая перинатальная матрица (БПМ-2) отражает процесс начала биологи­ческого рождения, его первой клинической стадии. При этом равновесие наруша­ется, плод испытывает периодические мышечные сокращения и сжатия, но шей­ка матки еще закрыта. На сеансах Г.т. и ЛСД-терапии возникают переживания «космического поглощения» (безмерные телесные муки, ощущение невыносимой и безвыходной ситуации, которой нет конца), появляется чувство загнанности в ловушку, в клетку; это сопровождается видениями ада, апокалипсических войн, эпидемий, террора, мучительным чувством вины и неполноценности. Ассоциа­тивными воспоминаниями постнатального периода являются ситуации, угрожаю­щие жизни и целостности человеческого тела, несчастные случаи, травмы, опера­ции, тюремные заключения, эмоциональные депривации, состояния фрустрации. БПМ-2 активизирует оральную фрустрацию, задержку кала и мочи, сексуальную фрустрацию. Психопатологические проявления, связанные с этой матрицей, вы­ражаются в переживании «адских мук», ощущении бессмысленности мира, эндо­генной депрессии, ипохондрических вариантах бреда с телесными ощущениями, в алкоголизме, наркомании, язве желудка.

Третья перинатальная матрица (БПМ-3) характеризует вторую стадию био­логического процесса родов. На этой стадии сокращения матки усиливаются, но шейка матки раскрывается и плод начинает продвигаться по родовому каналу. На сеансах психоделической терапии страдания пациентов усиливаются до кос­мических размеров; находясь на грани между болью и удовольствием, они пере­живают «вулканический» тип экстаза, им видятся яркие вспышки и фейерверки, садомазохистические оргии, убийства и кровавые жертвоприношения, они как бы принимают активное участие в жестоких битвах, религиозных представлениях, испытывают муки Христа и т.п. С этой матрицей связаны такие постнатальные переживания, как воспоминания о сражениях, тяготах военной службы, наблю­дения за сексуальной жизнью взрослых. Активность в эрогенных зонах характе­ризуется самим процессом оргазма, переживаниями фаллического деторождения, эротическими ощущениями при активных физических действиях. Родственными психопатологическими синдромами являются: тревожная депрессия, тенденция к членовредительству, садомазохизм, мужской гомосексуализм, невроз навязчивых состояний, конверсионная и тревожная истерия, импотенция, фригидность.

Последняя перинатальная матрица (БПМ-4) биологически связана с процес­сом рождения ребенка. В соответствии с этим на психоделических сеансах ее ак­тивизация вызывает переживания резкого снижения давления и напряженности, «иллюминативный» тип экстаза, видение гигантских помещений, яркого света, чувство повторного рождения и спасения. Ассоциативно с БПМ—4 связаны такие биографические события, как счастливое избегание опасности, преодоление слож­ных препятствий и пр. Эрогенная активность характеризуется комплексом ощуще­ний, свойственных состоянию после оргазма, после мочеиспускания и дефекации, после активной физической нагрузки. Родственные психопатологические синдро­мы: мессианский бред, идентификация с Христом, маниакальная симптоматика, женский гомосексуализм и эксгибиционизм.

В более поздних работах Грофа (1988) уже говорится о наличии пяти ос­новных перинатальных паттернов. К описанным выше четырем вариантам БПМ добавлен этап «переживания безысходности и ада», который соответствует пол­ностью развернутой первой клинической стадии родов и располагается между БПМ-2 и БПМ-3.

В строении психики выделяется еще один уровень - трансперсональная сфера, или трансбиографическая область. Она размещается глубже перинаталь­ной и является частью психики, в которой проявляются эффекты коллективного бессознательного. Чаще всего трансперсональный опыт предваряется встречей с рождением и смертью (т.е. перинатальной областью), однако возможны случаи, когда трансперсональные элементы и сюжеты становятся доступными непосредс­твенно. Общим знаменателем этой группы многообразных и разветвленных переживаний является ощущение выхода сознания за привычные границы Эго, времени и пространства; все переживания подразделяются на три большие категории. К первой относятся элементы, которые связаны с выходом за пределы линейного времени и интерпретируются участниками сеансов как историческая регрессия и разведка (исследование) биологического, культурного и духовного прошлого или же как историческая прогрессия, заглядывание в будущее. Ко вто­рой категории относятся переживания, которые прежде всего характеризуются выходом за обычные пределы пространства. Элементы третьей категории характе­ризуются опытом, «касающимся таких областей , которые в западной культуре не считаются объективной реальностью».

В некоторых случаях люди, находящиеся в необычных состояниях сознания, переживают вполне конкретные и реалистичные ситуации, определяющиеся как утробные эмбриональные воспоминания. Примером таких ощущений может слу­жить идентификация себя со спермой и яйцеклеткой в момент оплодотворения. Возможна более глубокая историческая регрессия, когда человек с определенной достоверностью переживает (вспоминает) события из жизни предков, людей дру­гих рас. Встречаются сообщения о перерождениях, в результате которых люди идентифицируют себя с животными, растениями и даже явлениями неживой при­роды. К этой категории относятся случаи видения абстрактных архетипичных пат­тернов, символов ( таких как крест, анкх, инь-ян, свастика, пентаграмма, шестико­нечная звезда). Иногда оказывается возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос, слияние с любым человеком и принятие образа другой личности, идентификация с сознанием специфической группы людей, вплоть до объединения всего человечества в себе.

К другой группе трансперсональных явлений относятся переживания, ко­торые, по мнению автора, можно не только валидизировать, но и изучать экспе­риментально. Имеются в виду такие явления, как телепатия, психодиагностика, ясновидение, яснослышание, опыты внетелесных состояний и другие формы экстрасенсорного восприятия. Приводятся случаи, когда в измененном состоянии сознания человек переживал подобные явления, которые затем практически под­тверждались. Трансперсональным переживаниям отводится значительное место в картографии психики. Перинатальный уровень является промежуточным между персональным и трансперсональным уровнями.