С точки зрения Грофа, лишь немногие эмоциональные и психосоматические синдромы могут быть объяснены, исходя из индивидуального динамического бессознательного, большинство же причин психопатологических проявлений располагается на перинатальном уровне бессознательного. Содержательно они связаны с травмой рождения и страхом смерти, и их разрешение требует конфронтации с процессом смерти - возрождения.
Предложенная концепция, по мнению автора, не только вносит вклад в науку о психическом здоровье, но и требует пересмотра современных парадигм, изучающих Вселенную в космических масштабах, микрокосмос, пространство и время, биологию и пр. Заключения о новых возможных альтернативах развития современного естествознания авторами делаются на основании анализа поразительно достоверных по описанию переживаний участников сеансов холотропной терапии. С позиций предложенной концепции холотропной терапии легко объясняются такие явления, как экстрасенсорное восприятие и другие феномены, которые разрушают фундаментальные представления материалистическй науки и «механистического видения мира».
Основной философской предпосылкой холотропной терапии является предположение о том, что каждый человек европейской культуры «функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей,
и такое обеднение возможностей происходит из-за идентификации индивидуумом себя лишь с одним из аспектов своего бытия - физического тела и Эго». Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности, нездоровому и обедненному образу жизни, способствует возникновению и развитию эмоциональных и психосоматических заболеваний психологического характера. В происхождении заболеваний играет роль и механизм дистресса, возникновение которого при отсутствии органической патологии рассматривается как сигнал того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда «прежний образ жизни не только «не работает», но и уже несостоятелен». Следствием такого развития событий является возникновение проблем в определенной области жизни, например в браке, сексуальной сфере, профессиональной деятельности, взаимоотношениях с другими людьми и пр. Своеобразная диагностика причин заболеваний в каждом конкретном случае строится на анализе психопатологических синдромов и жизненных стереотипов с точки зрения связанности их с одним из вариантов перинатальной трагедии и специфики родовой травмы. Идея терапевтического воздействия опирается и на работы Юнга, который указывает, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником целительных сил является коллективное бессознательное. Задача врача в контексте холотропной терапии сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблемы с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.
Техника холотропной терапии опирается в первую очередь на какое-либо непосредственное переживание из описанных выше как исходное трасформирую- щее средство. Вербальное воздействие применяется на стадии подготовки и после окончания сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний. Психотерапевт создает русло работы, формирует доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует бессознательное.
Основными элементами холотропного дыхания является:
1) Более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии.
2) Побуждающая музыка.
3) Помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.Форма работы в основном групповая, и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).
В таких условиях имеющаяся симптоматика усиливается и из латентного состояния переходит в проявленное, становясь доступной сознанию. Задача психотерапевта - способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяясь этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно конденсированный опыт, то есть симптоматика не только является проблемой, но и представляет возможности к выздоровлению. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии, «застрявшей» в психопатологической симптоматике, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенного в поток переживаний. При этом внутренний конфликт переживается не как нечто статичное, монолитное, тупиковое, а как процесс - болезненный, но динамичный и гибкий, доступный для интеграции. Благодаря широте поиска и богатству выбора, техника свободного дыхания позволяет примирить непримиримое, принять то, что в обычном состоянии сознания (а также др. методами психотерапии) было бы неприемлемым. Подавление и маскирование болезни сменяется мобилизацией поиска и возможностью разрешения внутреннего конфликта. В содержании дыхательного процесса, независимо от того, на каком уровне он протекает (биографическом, трансперсональном и т.д.) всегда отражена особенность внутреннего конфликта и пути его решения. Свободное Дыхания запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, восстанавливает ее и обеспечивает готовность решать проблемы. При работе с бессознательным активируется та его область, которая сильнее связана с симптоматикой, при этом сама симптоматика является внешней стороной проявления СКО, центры кристаллизации которых находятся в БПМ, холотропная терапия раскрывает глубокие связи с трансбиографическими областями психики. Основное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала измененных состояний сознания, способных к эволюции и трансформации и обладающих оздоровительным воздействием. Переживание целостного опыта измененных состояний сознания, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний и исчезающих в этом процессе. Задача психотерапевта сводится к тому, чтобы поддерживать процесс практической работы, полностью доверяя его оздоровительной природе и не делая никаких попыток вмешательства в него. Итак: свободное дыхание является системой психотехнологий,которая:
1)Использует особенности и потенциалы как левого, так и правого полушарий головного мозга, то есть весь психический аппарат человека.
2)Использует глубинные ресурсы личности и способность организма к самоисцелению.
3)Делает акцент не на запрет, а на разрешение, минимизирует страх перед возможным срывом.
4)Обладает гибкостью, которая позволяет, оставаясь в рамках модели, вводить первые элементы, использовать ее для индивидуальной и групповой психотерапии.
5) Обладает универсальностью применения.
6)Имеет достаточно хорошую обратную связь; на всех этапах психотерапевт отчетливо видит, как работает клиент.
Свободное дыхание отличается даже на уровне психотехник. В нем выделяются пять элементов для успешного прохождения процесса:
1)Полное расслабление.
2)Связное дыхание.
3)Объемное внимание.
4) Гибкость контекста.
5) Активное доверие.
Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование; а их сочетание имеет системный характер.
В свободном дыхании используются четыре класса дыхания, каждый из которых имеет специфическое функциональное назначение:
— медленное и глубокое;
— быстрое и глубокое;
— быстрое и поверхностное;
— медленное и поверхностное.