Этот анекдот характеризует не столько саму ситуацию выборов, сколько разнообразие значений понятия «ум, интеллект». Все мы легко соглашаемся с тем, что окружающие нас люди обладают разным уровнем интеллекта, а некоторые и вовсе не могут похвастаться особенным умом. И все мы, как правило, знаем, что именно подразумеваем под словами «умный человек». При этом мы говорим порой о маленьком ребенке, что он «очень умный», мы склонны классифицировать своих коллег по их умственным способностям от «блестящего» до «весьма тупого». Все мы чувствуем себя экспертами в определении интеллектуальности других людей. Однако, как показывают специальные исследования профессиональных экспертов, большинство из нас не может точно сформулировать критерии оценки и определить само понятие «интеллект».
Эта глава — попытка найти ответ на вопрос: «Что такое интеллект и что это понятие значит для вас?» — проследить, как меняется важность проблемы на протяжении долгого времени. В частности, речь пойдет о некоторых основных типах интеллекта, которые в дальнейшем получат краткое название: IQ (коэффициент интеллектуальности), наиболее общий термин; EQ (коэффициент эмоциональности), или уровень эмоционального развития; и МИ (многосторонний интеллект). В целом они составляют ту структуру, с помощью которой вы сможете определить, какой тип интеллекта является для вас наиболее важным, какие именно способности вы хотите развить, улучшить или усовершенствовать.
Возможно, вы обнаружите, что обладаете таким типом интеллекта, о котором даже не слышали ранее. Или окажется, что некоторые аспекты интеллекта, которыми вы пренебрегали, могут принести вам немалые выгоды, если Вы приложите усилия к их развитию. Не исключено, что вас заинтересует информация об определении уровня IQ, с помощью которого зачастую измеряют уровень умственного развития, и вы узнаете, как набрать большее количество очков. Совершенно по- новому можно оценить свой интеллект в контексте понятий уровня эмоционального развития (EQ) и многостороннего интеллекта (МИ), а это, в свою очередь, раскроет перед вами совершенно неожиданные возможности.
Какой бы интеллект вы ни «выбрали», вы в состоянии развить его. В зависимости от стартового уровня и типа интеллекта, наиболее важного для вас, изменения в вашей жизни могут оказаться более или менее значительными. Итак, установив, что значит для вас само понятие «интеллект» и определив собственный уровень, вы можете многое изменить в самом себе и своей жизни, причем в достаточно краткие сроки.
Что такое интеллект?
Когда мы пытаемся сформулировать определение, мы вскоре понимаем, почему понятие интеллекта с трудом поддается формализации.
Житейская смекалка
В первую очередь, понятие «ум» зависит от контекста и окружения. Например, уличный ребенок в Рио-де-Жанейро или Калькутте в своей родной среде без труда может обмануть легковерного туриста, который с его, ребенка, точки зрения является законченным тупицей. С другой стороны, чрезвычайно умный профессор может оказаться не слишком сообразительным в повседневной бытовой ситуации, в которой хорошо ориентируется самый обыкновенный человек.
Речь идет о «смекалке», или «бытовом» типе интеллекта, который зачастую не менее важен, чем академическая интеллектуальность. Однако ни один тип интеллекта не является полным аналогом для понятий «мудрость», «озарение», «понимание», «восприятие», «острота ума» и целого ряда других терминов, связанных в нашем сознании с умом в целом. Ни одно из этих понятий, как мы видим, не обладает абсолютным приоритетом и не дано нам от рождения. Каждое — всего лишь возможность, которая нуждается в развитии. Так что для начала надо выбрать, какой именно ум нужен вам в собственной реальной жизни.
Интеллект глазами наблюдателя
Какое бы определение мы ни избрали для интеллекта, оно окажет глубокое и долговременное влияние на нашу жизнь, независимо от того, что вкладывают в это понятие окружающие. Порой подсчет «очков» интеллекта загоняет нас в ловушку, вынуждая вращаться в тесном кругу людей с тем же образовательным уровнем. Такая ситуация особенно ярко проявлялась в Великобритании во времена так называемого одиннадцатилетнего теста для детей, достигших данного возраста и проходящих через отбор в грамматическую (высшую по уровню) школу. Каждый из нас придерживается собственного представления об интеллекте и имеет некое мнение о своем уме. Но все мы хотим узнать, как это может повлиять на различные стороны нашей жизни, а также — как это повлияет на отношение к нам других людей, имеющих свое представление об интеллекте.
Так, уровень интеллекта зачастую становится важным фактором при поступлении на работу или продвижении по службе. Особенную роль данное обстоятельство играет там, где при отборе кандидатов применяются психометрические тесты. В любом интервью заложена система представлений о том, что такое интеллект и как проверить уровень его развития. Даже если это не очевидно для Вас, при подобном собеседовании всегда учитывается мнение сотрудников фирмы о том, какие интеллектуальные качества необходимы для выполнения той или иной работы или для нормального культурного общения внутри данной организации. Хорошо это или дурно, но, как и красота (сходство в общем подходе к оценке этих понятий весьма велико), интеллект обычно определяется на взгляд наблюдателя, человека стороннего.
Понятие «ум, интеллект» может стать фактором отбора при приеме на работу как младшего продавца («Требуется умный и энергичный молодой...»), так и солидного менеджера, няни для ребенка или руководителя производства. Влияние этого фактора огромно, а ведь прием на работу — только один из случаев, когда жизненные обстоятельства человека во многом зависят от оценки его интеллекта. Ум нередко становится одним из главных качеств идеального партнера, которого мы ищем, а также тем, что привлекает людей в нас. Это один из ключевых моментов, определяющих личность, влияющих на наш статус в обществе и восприятие нас окружающими. Это слишком серьезная сторона жизни, чтобы оставить ее в качестве исключительного объекта изучения психологов.
Научиться использовать свой ум
Во всем этом есть своя хорошая и плохая стороны. Скверно то, что из-за отсутствия однозначного понимания самого термина «интеллект» в западном обществе слишком большое значение придается результатам IQ, отражающим, в лучшем случае, только часть умственных способностей человека. Так или иначе, количество набранных по тесту очков «интеллектуальности» повлияло на жизненные обстоятельства очень многих людей. Совсем печальна эта ситуация для тех, кто придавлен низким результатом IQ, представлениями о наследственном характере умственных способностей и убеждением, что исправить картину абсолютно невозможно.
Отрадно то, что разнообразие значений понятий «ум», «интеллект» позволяет людям находить ту сферу деятельности, в которой они могут проявиться себя наиболее «умными». Еще лучше, что существуют проверенные способы развить любой тип интеллекта. Так что у нас всегда есть возможность выбрать необходимый нам тип интеллекта и приложить силы к его улучшению и росту. Сосредоточьтесь на чем-то одном, изучите свойства своего ума и совершенствуйте их, а затем найдите пути изменить к лучшему свою жизнь.
В ряде случаев можно использовать различные стороны и типы интеллекта, выстраивая оптимальную стратегию своего поведения, а для этого надо ясно представлять, какими возможностями вы обладаете. Оптимизация умственных способностей в конкретной ситуации — одна из характерных черт сообразительных людей. С другой стороны, можно приложить все силы к развитию и корректировке одного, наиболее важного для вас типа интеллекта или избавлению от существенного недостатка, постоянно мешающего вам в жизни. В любом случае в ваших силах использовать весь свой истинный ум для достижения поставленных целей.