Модель личности:самость, Я, самоценность, персон.
Самость-характеристика ценносной сферы личности это сфера важного для человека.
Я-оценивание намерений, желаний, чувств.
Самоценность-результат нормального или отклоняющегося функционирования оценивания Я.
Персон-свободное в человеке(голос интуитивного чутья, совесть).
Лэнгле выделяет 4 фундаментальных вопроса человеческого бытия:
Могу ли Я быть в этом мире?
Нравиться ли мне жить?
Имею ли Я право быть таким?
Что Я должен делать?
1)фундаментальный вопрос экзистенции: Я – здесь, но могу ли я быть здесь? Необходимое пространство, защиту и опору человек обретает в том случае, когда ощущает себя принятым, что, в свою очередь, и его самого делает способным к принятию. Таким образом, предпосылкой способности к принятию выступает уверенность в собственном существовании; пока ее нет, человеку приходится за нее бороться. – Нарушение этого базисного экзистенциального условия приводит к страхам и образует психическую составляющую шизофрении.
2)Я живу, но нравится ли мне жить так, как я живу? Жизнь как ценность человек переживает, прежде всего, благодаря вниманию к себе, через близость, любовь. Это позволяет ему открыться, чтобы он, в свою очередь, мог обратиться к другим (людям, вещам). Ощущение собственной жизни как ценности – предпосылка способности повернуть себя к другому. Базисное чувство собственной ценности обусловливает способность чувствовать ценность другого. – Недостаточность этого базисного чувства приводит к психическим патологиям, часто к депрессии.
3)Я есть я – но имею ли я право быть таким, как я есть? Уважение возникает как из принятия себя самим человеком, так и из признания его другими. Опять же, обладая собственным признанием, легче платить признанием другим людям. Предпосылкой способности к признанию других служит уверенное разграничение своего собственного и того, что принадлежит другим. – Дефицит на этом уровне приводит к истерическому симптомокомплексу, а также к другим личностным нарушениям.
4)Что Я должен делать? Человек постигает смысл благодаря делу, ценностному выбору, принадлежности к более крупным структурам, собственному развитию и религии.Непроявленность смысла существования приводит, прежде всего, к зависимостям.