Становление социальных и гуманитарных наук.

Формирование социально-гуманитарных наук:
- XVI – н.XVII – познавательный идеал научности как дедуктивно построенная математическая система. Эталон, образец теории – геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.
- до к.XIX – эталон научности – классическая механика→разделение всех знаний на теоретический и эмпирический уровень (познавательный идеал – «метод принципов» Ньютона).
- на основе законов механики познать все явления и принципы действительности, в том числе социальные, даже построить философию.
- естествознание, математические и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в социальные науки.
- функционирование механической картины мира→общенаучная исследовательская программа→изучение различных процессов природы, человека и общества (рассмотрение социальных объектов в качестве простых механических систем).
- до н.XIX в. – господствовала тенденция в методологии гуманитарных наук – натурализм – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания.
- ничего за пределами наук естественных не может считатся объективным→развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами.
- натурализм в методологии социальных наук связан с развитием всех разновидностей позитивизма, а также ее структурно-функциональным подходам.
-  к.XIX – н.XX в. – кризис натуралистического подхода→осознание различий природы и культуры.
- культурно-центрическая парадигма→особый статус социально-гуманитарных наук.
- к.XIX – н.XX в. – очевидно, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент (базисная школа неокантианства, философия жизни).
→культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству исторических наук.
→в явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное.
→явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заметны в них изначально.
→исследование культурного пространства является научным, когда не ограничивается описанием единичного, а подводит особое под общее, используя культурные понятия, руководствуется определенными ценностями.
→важная задача науки – с помощью индивидуализации метода и исторических понятий представить исторические явления как нечто неизменное, раз навсегда данное.
→субъективность.
→философия истории – всеобщее концептуально- методологическое основание всех наук о культуре.
- н.XX в. →методология социальных наук→социологическое познание (предмет – культурно значимая индивидуальная действительность) →роль духовного пространства, ценностных компонентов, понимание и объяснение.
- философская герменевтика→познание истины, понимание, интерпретация.
- современное социально-гуманитарное познание (предмет – сфера человеческой деятельности; ориентирование на пространство, развитие; акцент на индивидуальную уникальность; включение человека в предмет познания; ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия; понимание; текстовая природа; семиотическая проблематика; сочетание эмпирических и теоретических компонентов познания.