Генезис философии и формирование научного мышления

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуясь в ней. Говоря о возникновении науки надо подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания. формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.

Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. Т.О. для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличии от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение – на основе реальных фактов – самой природы, объективной действительности. В общественной жизни стала формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, который по существу разрушил предшествующую, многими веками созданную картину мировоззрения и привел к оформлению «вещно-натуралистической» концепции космоса с ее ориентацией на механистичность и количественные методы. В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода.

С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для не обстоятельствами – социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности. Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций. Поэтому главное внимание направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания.

Существует два основных вида периодизации:

1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак»;

2) диалектический, когда основой этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.

Человеческое мышление можно рассматривать как продукт практической деятельности людей. "Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом". Такие аксиомы и процедуры, их закрепление в сознании приводили к формированию особого слоя знания в практической деятельности человека, представленного способами и методами мышления. В мышлении каждой эпохи практическая и познавательная деятельность людей фиксируется только присущей для данной эпохи системой основополагающих понятий, принципов, категорий, взглядов, норм и методологических установок ценностно-мировоззренческого характера. Эта система обладает регулятивной функцией человеческой деятельности и находит свое выражение в стиле мышления конкретно-исторической эпохи. Стиль мышления эпохи задает общие установки мировосприятия, миропонимания. Разновидностью стиля мышления эпохи является стиль мышления науки, который задает общие познавательные "координаты", "точки отсчета", пренебречь которыми ученый не может в своих научных изысканиях.