Психологическая антропология

Психологическая антропология (Psychological anthropology) - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Создание особой дисциплины - «психологии народов» - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале ХХ в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. В американской науке 1930-1950 гг. практически отождествляется с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой», или «модальной», личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.

Современная психологическкая антропология не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные, кросс-культурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии (теория социальной перцепции, социальных установок, межгрупповых отношений и т.д.); 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания.

Методология антропологии очень сложна. Поскольку свойства национальной культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов нетождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями всегда существует определенный разрыв. Кроме того, все заключения об этнических особенностях подразумевают какое-то сравнение. Масштаб которого требует уточнения, чтобы избежать возможного этноцентризма. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Характерна осторожность В.И. Ленина в этом вопросе. Когда итальянский социалист К. Лаццари заявил: «Мы знаем психологию итальянского народа», Ленин заметил: «Я лично не решился бы этого утверждать о русском народе...» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.44. С.17). Вместе с тем разработка психологической антропологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для понимания механизма формирования этнического самосознания как главного признака этноса.

Историческая справка

Исторически, термин "психологическая антропология" появился только в 50-х годах XX века в США (и был введен китайским исследователем Хсю, на смену абстрактному названию "личность и культура"), хотя "психологией народов" занимались еще с середины XIX века Лацарус, Штейнталь, а также известный исследователь в области практической психологии Вунт. Предметом этого направления явилась область взаимодействия личности и этнической общности. В русских традициях эта сфера так и называется - этническая психология (сам термин ввел Шпет), а также кросскультурная психология. Различия между этнической и кросскультурной психологиями представляются чисто количественными. Дело, конечно, не в названиях. Существуют и некоторые отличия в методах и целях познания. Этническая психология занимается сравнительным описанием двух или нескольких этносов (или даже описанием одного - русского этноса, как, например, это делают представители общины под названием "Троянова Тропа"), кросскультурная психология выделяет группы этносов, объединяя их по какому-либо набору признаков и затем также начинает их количественно сравнивать. Понятие "антропология" у нас вообще ассоциируется с землекопанием, археологией (скорее, с палеоантропологией), но уж никак не с человеком, тем более не с психологией. В ученых кругах, конечно, имеют представление об этимиологии слова "антропология". Но и тут физические антропологи приписывают слово "антропология" только "своей" антропологии (занимающейся ископаемыми остатками человека), не желая отдавать этот термин культурной антропологии.

В США же под антропологом разумеют исследователя в области воздействия этноса и культуры на человека, и наоборот, - способность и возможность человека повлиять на социальность, прежде всего, в себе самом. Образно выражаясь, это поиск "психологических костей". Не будучи "западником" и,тем более, "американистом", все же хочется упрекнуть "новых славянофилов" в некотором терминологическом упущении. (Кстати, имя Карлос Кастанеда у нас ассоциируют чаще с мистиком и магом,а не антропологом, забывая, что его первые книги являются научными трудами).

Введение в предмет

Вопросы психологической антропологии (а также культурной, этнической, кросскультурной психологии) стали чрезвычайно популярными в последние несколько десятилетий в мире, а в нашей стране в последние десять с небольшим лет.

Это непосредственно связано с явлениями гуманизации общества, выражающимися, в частности, в слиянии трациционной восточной культуры и современной западной, увлечением в целом древними традициями. И если сначала влияние архаичных культов и ритуалов носило стихийный характер, то затем к ним стали относится более "рационально" - утилитарно. Изначально "молодежный" интерес (с точки зрения психоделических экспериментов), выражающийся в движениях типа "Нью-Эйдж" и пр. за десятилетие перерос в интерес профессионалов, прежде всего, в области психотерапии "новой волны". Так появились гуманистические тенденции в психологии и психотерапии, появление предмета изучения - человека во всем многообразии его отношений к себе и окружающему миру. Расширение взгляда на человеческое здоровье и, в целом, расширение междисциплинарного знания обусловило слияние различных наук, ранее не имеющих общих ценностей, например, медицины и психологии - психосоматики. Причем, психосоматика здесь выступает не просто как иллюстрация пограничного знания, но как раздел клинической психологии (наряду с патопсихологией, нейропсихологией, психологией телесности).

Соответственно, специалисты, занимающиеся вопросами клинической психологией, могут иметь начальное базовое образование как в сфере медицины, так и университетское психологическое образование. Необходимая доквалификация вышеназванных специалистов, таким образом, направляется на формирование нового взгляда на здоровье человека, определяемого как отсутствие психического, физического и социального неблагополучия (впрочем, это определение здоровья было сформулировано в международном уставе 1946 года), а не как набор жестких конструктов и парадигм, имеющих лишь естественнонаучную доминирующую детерминанту. Ригидное концептуальное мышление постепенно уступает место гуманистической мысли психотерапии "новой волны". Определенный разрыв между теорией и практикой начинает стираться, формируя новые гипотезы и практические модели в клинической практике врача и психолога.

Для того, чтобы понять предмет и основной круг изучаемых вопросов клинической психологии, впрочем как и околонаучных построений в рамках целительства, альтернативной медицины, метафизики и т.д. необходимо тщательно рассмотреть аспект, касающийся влияния культуры и этноса на личность. Хотя бы потому, что представители всех вышеуказанных деятельностей в большей или меньшей степени используют "старые" народные методы. Все так называемые "авторские", запатентованные психотерапевтические и психологические технологии, на самом деле, есть не что иное, как "заново изобретенный велосипед". Все дело в том, насколько талантлив в своей манере ПОДАТЬ мастер этого вновь открытого изобретения.

Для этого мы рассмотрим несколько составляющих, которые можно рассматривать как последовательно (в том виде, в котором они подаются на сайте), так и по-отдельности.

Мы выделяем культурологическую основу современого определения здоровья, а также связь здоровья, духа и дыхания. Эта часть носит философский характер повествования. Здесь стоит упомянуть, что в этот вопрос входят несколько моментов: момент физический, момент психический и момент социальный. По уставу 1946 года, только учитывая эти три момента, можно говорить о целостном здоровье, впрочем, просто о ЗДОРОВЬЕ (или нездоровье) человека. Сейчас много говорят о том,что люди по-разному относятся к своему физическому, психическому и социальному благополучию. И это определяет их здоровье с точки зрения современного подхода к здоровью: "Ты здоров, если ты Сам себя считаешь здоровым". С другой стороны, человек может чувствовать себя великолепно физически, быть удовлетворенным своей психической жизнью (сфера личного - отношения в семье, в кругу друзей, на работе и т.д.), и также быть социально адаптированным. Но, при этом, он может чувствовать определенную дисгармонию между тем, что он делает во всех этих областях, и тем, что он может делать. Это и проблема "что делать", а также "как делать". Другими словами, человек "вырастил сына, посадил дерево и построил дом", - все хорошо с точки зрения его долга перед семьей и обществом (допустим, что и физически он здоров), но его тяготит НЕЧТО большее. Его отношение к ЭТОМУ не соответствует ЭТОМУ, - он не выполнил "какой-то" долг перед самим собой. Такое тонкое противоречие решается, если воспользоваться целостным психоантропологическим подходом.

Мы определяем, насколько данное рассмотрение уже представлено на современой этапе. Здесь рассматриваются все уровны современого отношения к дыханию, использкются данные нескольких наук и практических направлений, - от сугубо физиологического подхода клиники дыхательной недостаточности до практики в контексте психоантропологических идей, созвучных нашим. Особое внимание мы обратим на методическую часть этих направлений, причем, на психологическое звено этой методической части. Т.е. на то, что нас конкретно может интересовать в рамках психологии дыхания. На каждую "болезнь-мишень" (психосоматический термин) можно найти оружие духа.

В итоге представлена практическая модель, использующая метод дыхания в практической психологии и психотерапии. Психологическая антропология в нашей модели занимается психологией дыхания культов, религий, традиций. Мы определяем конкретное месторасположение взаимосвязи различных режимов дыхания и психологическими феноменами, выдвигаем рабочую гипотезу, формируем соответствующие цели и задачи для эксперимента и проводим этот эксперимент с максимальным уровнем достоверности и надежности полученных данных. Психоантропологический акцент на психологии дыхания позволяет нам связать не только различные сферы психики, но и социальность, - аспекты религии и культуры, психологию этноса и коллективное бессознательное.

Известно, что разные культуры могут иметь разные ценности, приоритеты. Люди разных культур, поэтому, по-разному себя проявляют психически: радость и печаль, смех и плачь может означать все что угодно, если Вы попали в незнакомую культуру. Знаменательные события жизни человека - рождение, брак, смерть здесь могут сопровождаться самими неожиданными для Вас эмоциями, телесными реакциями и психическими установками (подробнее см. в главе о культурных различиях). Все это может значительно различаться и оцениваться у людей разных культур. Наша задача - описать эти процессы и предложить (или наметить) пути решения "болезней Духа".