Школа-парк (М.А. Балабан)

Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS.

Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого могут служить формы ученичества в продуктивной среде . Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения, воспитательную методику И.П. Иванова.

В 95-й школе Екатеринбурга парковую технологию внедряют с 1993 года.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система «репетитор».

По организационным формам: индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + свободного воспитания.

По преобладающему методу: диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: любые категории.

Целевые ориентации:

• Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.

Концептуальные положения:

• Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.

• Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.

• Школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.

• Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.

• Пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями.

• Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.

Особенности содержания

Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное углубление членораздельной организации мира.

В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий , для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.

Особенности методики:

Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.

Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это не группа учеников, формально принадлежащих к одному уровню подготовки. В отличие от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала урока и где каждый предстает голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует иерархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место. Правда, на особой периферии такой студии-мастерской еще предусмотрено место для случайных посетителей и постоянных клиентов, как в любой мастерской сферы услуг.

По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где учитель выполняет административную функцию драйвера погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших - с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов типа чичероне.

Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.

Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры , ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.

Именно открытый диапазон таких значимых замечаний снимает с учителя функцию казенного оценщика ответов и переводит занятие в режим свободного, частного, сугубо личного дела каждого из участников.

Оценивание результатов. В парк школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.

Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.