Диагностика и коррекция детских страхов и тревожности.

Тревожность — индивидуальная психическая особенность, заключающаеся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных ситуациях. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, в том числе страх.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизнененого благополучия.

Динамика страхов и тревности.

1. Беременность, роды: плод реагирует на состояние беспокойства матери.

2. Первые месяцы: отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки.

3. 1-3 года. – ночные кошмары (волк, баба-яга).

5. 5 –7 лет - страх смерти, страх войны, стихийного бедствия.

6. 7 – 11 лет – социальные страхи, например страх двойки.

7. 11 – 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например страх не быть самым лучшим, страх отвержения.

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника: 1)автоматические (в ситуациях опасности); 2)продуцированные  – события, которые способствуют неудачам.

Фромм: 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отеч. психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое (ребенок – звезда).

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство.

2. Трудности в концентрации внимания.

3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи.

4. Раздражительность.

5. Нарушение сна.

Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Три основные направления в коррекционной работе с тревожными детьми:

1. Повышение самооценки (упражнение "Похвалилки", "За что меня любит мама").

2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).

3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводится до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.

Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются  а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.

Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом  себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика: методика Спилбергера (сит и лич), тест тревожности Тэмпл, Дорки (картинки нужно выбрать лицо), проективные методики.