Действие как текст

То, что каждый акт общения можно рассматривать как со­общение, звучит тривиально в свете коммуникативных теорий общения. Всё, что касается речи, практически сразу может быть подвергнуто традиционным приёмам интерпретации тек­ста. Иначе дело обстоит с невербальным сообщением — нужно доказать, что к нему можно применять те же исследовательские инструменты.

Обоснование адекватности герменевтического подхода к ис­следованию событий, действий сделано П. Рикёром (1995). Он отмечает следующие свойства действий, роднящие их с текстом.

  1. Действие может быть прочитано. Во-первых, само дейс­твие формируется с помощью знаков, правил, норм, значений, совокупность которых «не коренится изначально в головах», но включается в действие. Во-вторых, действия имеют строе­ние, сопоставимое со строением текста. В-третьих, «действие всегда открыто по отношению к предписаниям, которые могут быть и техническими, и стратегическими, и эстетическими, и, наконец) моральными». Это означает, что действия, подобно знакам, могут наполняться различным содержанием, приоб­ретая каждый раз иное значение, понимание (восстановление), которого требует специальной работы, в существенных чертах совпадающей с процессом чтения текста.
  2. В действии есть своё содержание — то, что может быть понято. Это содержание, ровно, как и временная развёртка действия, обладает самостоятельной внутренней логикой. «Го­ворить о действии ... значит сопоставлять такие термины, как цель (проект), агент, мотив,., препятствие, пройденный путь,.... желательные или нежелательные результаты» (Рикёр, 1995).
  3. Действие вписывается в ткань истории, на которую оно накладывает отпечаток и в которой оставляет свой след; в этом смысле можно говорить о явлениях архивирования, регистри­рования, которые напоминают письменную фиксацию дейс­твия в мире..» (там же). Отсюда прямо вытекает проблема от­ветственности.

Вместе взятые указанные три свойства действий как прак­тических событий, порождаемых человеческой инициативой, позволяют говорить о них как о квазитексте. Таким образом, вполне корректным является перенос приёмов герменевтики на действия человека, а, следовательно, и на всю его деятельность.