Коллектив как субъект и объект воспитания.

Признаки коллектива (по Макаренко):

-совместная устремленная к социально-значимым целям деятельность;

-отношение ответственной зависимости;

-наличие органов самоуправления;

-наличие лидера;

-наличие общественного мнения и традиций.

Принципы развития коллектива:

-гласность;

-ответственная зависимость;

-перспективные линии развития;

-«правило параллельного действия».

Отношения в коллективе:

-гуманистические;

-нейтральные;

-асоциальные.

Стадии развит коллектива:

1) приняты цели коллектива; есть совместная деятельность; формируется актив; есть микроколлективы.

2) все дела для многих преобретает нравствственный смысл; бурное развитие самоуправления;

3) преобладают гуманистические отношения; поведение ребенка приобретает устойчивость, стремление к самовоспитанию.

Разновидности детского коллектива:

-школьный класс (возраст, единая программа обучения, требования-классный руководитель);

-клубные объединения (добровольное, разновозрастные, интерес по творческим видам деятельности);

-детские организации (общественное, имеет свои правила, членство);

-временные детские коллективы (15-45 дней: лагерь, экспедиция, туристический поход).

Функции коллектива:

-организаторская (каждый член коллектива становится субъектом своей общественно-полезной деятельности);

-идейно-воспитательная (каждый становится носителем и пропагандистом определенно идейно-нравственных убеждений коллеектива);

-стимулирующая (способствует формированию личности, регулирует поведение членов коллектива).

Методы формирования коллектива:

-метод предъявления требований;

-метод организации деятельности;

-метод организации отношений;

-метод коррекции поведения.

Структура коллектива:

первичный коллектив - коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. По характеру деятельности первичные коллективы делят на:

-организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции);

-организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу могут быть одновозрастными и разновозр. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Формируется актив и избирается староста.