Технология коллективного взаимообучения (КСО)

Теоретическое обоснование методики А. Г. Ривина, которая имеет различные названия: организованный диалог, сочетательный диалог, талгенизм (от слов таланты и гении), коллективное взаимообучение (КВО), коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава, в значительной меро - заслуга его учеников и последователей: В. К. Дьяченко, М. Д. Брай-Термена, А. С. Соколова и др.

Еще Я. А. Коменский в "Великой дидактике" оценивал обращенную мысль как катализатор мышления. Он писал: "Если нужно - откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя будет слушать" и еще "Многое спрашивать, усваивать, учить других - тайны великой учености". Современная психология утверждает: мышление развивается через речь, следовательно КСО по праву входит в пакет развивающих педагогических технологий. Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Основные преимущества КСО:

1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления к понимания;

2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Среди возможных негативных последствий КСО наибольшие опасения учителей вызывают шумовые помехи в процессе оргдиалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.

Проектирование обучающей системы:

- подготовка учебного материала состоит в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме урока (или цикла уроков), расчленении учебного содержания на единицы усвоения (в авторском варианте - смысловые абзацы), разработке целевых заданий, в том числе и домашних;

- ориентация учащихся включает несколько этапов:

1) подготовительный, имеющий целью сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки, а именно: а) ориентацию в пространстве; б) умение слушать партнера и слышать то, что он говорит; в) работа в шумовой среде; г) поиск нужной информации, использование листков индивидуального учета; д) умение переводить образ в слова и слова в образ. Эти умения отрабатываются- в ходе специальных тренинговых занятий.

2) ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является усвоение "правил игры", сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способов учета результатов учения;

- ход учебного занятия, в зависимости от возраста, содержания, объема отведенного учебного времени, избранного варианта методики Ривина, может протекать по-разному. Наиболее характерный для этой системы способ имеет следующие стадии: 1) каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть буква, слог, слово, предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, историческим документ и т.д.); 2) обмен знаниями с партнером, который протекает по правилам ролевой игры "учитель-ученик", причем смена ролей обязательна; обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, его план, отвечает ни поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п., эта стадия заканчивается обменом абзацев; 3) проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.

Учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, где указаны все учебные элементы и фамилии участников оргдиалога. Практическая реализация КСО показывает целесообразность "погружения" учащихся в тему на время, которое необходимо для протекания обучающего цикла, т. е. необходимой совокупности действий обучающего и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания с заранее заданными показателями. Оргдиалог протекает продуктивно и динамично не только на одном уроке или с одним классным коллективом. Увеличение числа участников коллективного взаимообучения увеличивает вероятность отыскания в любой момент партнера для работы.