Андрогогика и социология
На предметном уровне связь андрагогики с социологией просматривается на базе понятия «кол лективного субъекта», который для взрослого как субъекта образования составляет социальную основу, является образовательным пространством. Неформальное образование по временному показателю и по содержательному является для большинства людей более значимым, оно обусловлено средой жизнедеятельности, общения, образовательным пространством.
Высшее образование дает определенный уровень развития, расширяет круг интересов (чем отличается человек с высшим образованием от человека со средним) и позволяет находить соответствующую среду общения и жизнедеятельности. В социальном взаимодействии, которое является доминантой коллективного субъекта, главное — интерес и терпимость к другому: толерантность, понимание общепринятых норм общения и определенный уровень коммуникативных способностей.
Связь андрагогики с философией
Связь андрагогики с философией наиболее существенна. Духовная взрослость наряду с другими атрибутами предполагает взрослость сознания, зрелость духа, а стало быть, самостоятельность, разумность во взаимодействии мира внутреннего и внешнего. Эти категории нельзя рассматривать за пределами понятийного поля философии. Именно там следует искать уяснение их смысла, а затем переносить в другие отрасли научного знания (в том числе и андрагогики) для использования. Философские пары категорий: сознание и бытие, идеальное и реальное, внутреннее и внешнее, субъективное и объективное, духовное и материальное рассматривают сегодня не в логике противопоставления, а в логике дополнения. Это имеет огромное влияние на состояние всеобщего научного знания. Дополнение в отношении духовного и материального, признание их взаимопроникновения и продолжения одного в другом («Дух — тонкая материя, а материя — грубый дух») ввергло в некоторую растерянность многовековую устойчивость физики, предметом которой считалось изучение материального (тела и поля). «Утонченная материя» все больше занимает умы физиков. Поиск доказательств применения законов физики в тонких материях — дань признания единства и целостности мира, имеющего планетарную модель в макро-, микро- и промежуточных между ними пространствах. Физики все с большим упорством вторгаются в философию.
Философия выдвигает свои более-менее обоснованные концепции, которые затем развитие естественных наук должно либо подтвердить, либо отвергнуть.
Индивид — психофизиологическая основа человека, материальный носитель духовности. Модель их взаимопроникновения можно считать моделью взаимодействия духовного и материального миров.
Человеческое, находясь во взаимопроникновении с личностным, наполняет социальные отношения разумностью, духовностью, порождает категорию совести, которая является регулятором обмена в самом широком смысле. Вступая в социальные отношения, люди обмениваются совокупным продуктом, содержащим интеллектуальное, эмоциональное и материальное в их единстве и целостности. На страже равнозначности обмена стоит общественное сознание, все его формы: право (законы), религия (заповеди), нравственность (совесть) и т.д. На первых стадиях становления общества и общественных отношений в каждом преобладал индивид. По мере усложнения социума и его структур преобладающей становится личность, которая выражается в полезности социуму, в важности, за что вознаграждается уважением. В погоне за социальной значимостью люди жертвуют здоровьем и даже жизнью, разумностью, человечностью. Особенно показателен в этом смысле XX в. — век научно-технического прогресса, обеспечивший гипертрофированную социализацию в ущерб отношениям индивида с природой и человека с духовным пространством. Юбилейная рефлексия конца XX и начала XXI в. зафиксировала две глобальные проблемы: экология (состояние окружающей среды — дома в широком смысле слова) и гуманизация — очеловечение социальных действий, отношений. Именно это отражало наиболее распространенная тематика семинаров, конференций, симпозиумов на рубеже веков, призванных разрешать в коллективном режиме наиболее актуальные проблемы.
Если человеческое проникает в нас как индивида и как личность, то оно везде, как во всем материальном содержится духовное. Оттого, что мы их разделили и противопоставили, и возникают несоответствия, противоречия, проблемы. Наши проблемы — от неверия в себя и свои способности, от неразумности потребностей, от догм и стереотипов, мешающих гибкости мыслей, продуктивности мышления.
Связь андрагогики с акмеологией
Стремительно развивающиеся в последние годы науки о деятельности в объективно новых условиях неизменно соприкасаются с понятием взрослости как необходимого признака субъекта деятельности. О своей научной самостоятельности заявила акмеология как «совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условий их достижения»', которая определила свой предмет следующим образом:
Как при ограничении предмета акмеологии лишь развитием человека на ступени взрослости и выяснением того, при каких условиях он может достичь оптимума в этом развитии и каким при этом будет его оптимум, так и при расширительном понимании ее предмета, когда в него включается и развитие различных типов общностей, и выявление условий, способствующих достижению ими наивысших уровней в их развитии, в качестве базовой категории в этой новой науке выступает «акме», конкретизирующееся в широчайшем континууме форм, в каждой из которых объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, или находят свое выражение пики, в которых аккумулируются достижения в развитии разных общностей.
С акмеологией андрагогика имеет много точек соприкосновения и скорее является ее базисом, на котором выстраиваются объяснения разных уровней развития взрослого и «акме» разных сфер его деятельности. Включение коллективного субъекта в свой предмет, что пытается сделать акмеология, требует осмотрительности. Попытка 3. Фрейда распространить выводы психоанализа на разные социальные группы настраивает на осторожность: не все свойства единичного субъекта свойственны коллективному.