Этапы становления андрагогики (История развития)

Анализируя современное состояние андрагогики, С.Г. Вершловский в книге «Рабочая книга андрагога» выделяет три этапа ее становления, каждый из которых характеризуется особым образом.

 

Первому этапу свойственно:

• выделение «взрослости» как социально-психологичес­кого феномена;

• формирование относительной автономии новой отрас­ли знаний об образовании взрослых людей как прояв­ление процесса дифференциации педагогической теории, обусловленного социальными, экономическими и психологическими факторами;

• обособление предмета исследований и формулировка специфических задач;

• предметно-центрическая ориентация исследований, на­целенных на выявление особенностей обучения взрос­лых в его институциональных формах (преимуществен­но в профессиональной сфере);

• индуктивно-эмпирическое развитие андрагогической мысли, основанное на описании и анализе явлений в сфере образования взрослых, сопоставлении и срав­нении их с «детским» образованием;

• гуманистическая направленность исследований, рас­сматривающих образование как фактор компенсации упущенных возможностей и адаптации взрослых к тре­бованиям научно-технической революции;

• практическая направленность исследований, нацеленных на совершенствование образовательных процессов;

• институализация, проявляющаяся в создании много­численных кафедр, научно-исследовательских инсти­тутов, профессиональных объединений, издании жур­налов и т.д.

Второй этап развития андрагогики (1960—1970-е гг.) характери­зуется осмыслением предмета исследования, задач и методов:

• углубление представления о позиции взрослого как об активном субъекте образовательного процесса, об оп­ределяющей роли мотивации в учебной деятельности;

• многозначность термина «образование взрослых», включающего социальные, психологические, экономи­ческие, дидактические аспекты;

• обусловленность образования взрослых многообраз­ными факторами, не всегда поддающимися контролю и управлению;

• проблемную ориентацию, нацеленную на определе­ние «исследовательского поля» андрагогики как области, состоящей из проблем и разнородных вопросов, ответы на которые лежат в сфере различных обще­ственных наук;

• растущее внимание к экспериментальной работе, ин­терпретации фактов, полученных экспериментальным путем;

• углубление гуманитарной направленности исследова­ний, рассматривающих образование как фактор са­мореализации взрослых;

• образование взрослых как средство социального и куль­турного развития стран.

Третьему этапу развития андрагогики как науки (1980—1990-е гг.) свойственны следующие факторы:

• отчетливо прослеживается главное направление исследо­ваний: от изучения макропроцессов к анализу достиже­ний взрослых в сфере образования. При этом под дости­жениями понимается способность личности воспринимать действительность во всей ее противоречивости, разви­тие таких общезначимых качеств, как гражданственность, социальная мобильность, активное участие в жизни со­циума;

• учебная сфера перестает пониматься как обособленная сфера жизнедеятельности взрослого. Она должна интег­рироваться с другими видами его социальной деятельно­сти в единый и целостный процесс пожизненного обога­щения духовного мира и созидательных потенций;

• формируются принципы, обеспечивающие индивидуа­лизацию образовательного процесса. К ним отнесены: партнерские отношения, групповая работа, самооценка «учащимися» своих достижений и т.д.;

• расширяются функциональные обязанности работника сферы образования взрослых. Его компетентность вклю­чает: отзывчивость к запросам взрослых, способность оценивать их возможности (обучаемость), владение тех­нологиями, адекватными возрастным и познавательным особенностям взрослых; что со­здает широкие возможности для удовлетворения зап­росов взрослых1.

Настоящий этап развития андрагогики (продолжая логику С.Г. Вершловского) — четвертый — также имеет свои особенности, обуслов­ленные новыми задачами, поставленными перед образованием взрос­лых современным миром, его динамичным состоянием. Накопленные знания требуют систематизации, структурирования, их грамотного использования с помощью разработанных на их основе образовательных моделей и технологий.

В XXI в. образование взрослых обретает особую значимость как для общества, так и для отдельной личности в силу ряда причин:

• стремительная динамика процессов и явлений окружающего мира, которые надо понимать, воспринимать, адаптироваться к ним;

• увеличение плотности информационного пространства, посто­янное обновление информации требуют умения работать с ней, используя современные технические средства;

• усиление субъектной позиции в социуме выражается в само­стоятельности и ответственности за собственное жизнеобеспе­чение;

• процесс глобализации порождает необходимость причастности не только маленькому социуму и его субкультуре, но и самому большому — мировому сообществу с его тенденциями в куль­туре общей и профессиональной;

• переосмысление ценностей, в системе которых проявилось зна­чительное несоответствие предпочтений между духовным и ма­териальным. Стремление к гармонии, к равновесию дает в со­временных условиях толчок к осознанию ценностей и познанию мира внутреннего, укреплению духа, саморегуляции;

• обозначилась тенденция к увеличению продолжительности жиз­ни и, стало быть, увеличению дееспособного возраста, сопро­вождаемого сменой видов деятельности и необходимостью до­полнительного образования;

• переход от крупного производства к малым предприятиям уси­ливает значимость общения в малых группах, самостоятельно­го решения проблем и предотвращения конфликтов, развития коммуникативных способностей.