Первому этапу свойственно:
• выделение «взрослости» как социально-психологического феномена;
• формирование относительной автономии новой отрасли знаний об образовании взрослых людей как проявление процесса дифференциации педагогической теории, обусловленного социальными, экономическими и психологическими факторами;
• обособление предмета исследований и формулировка специфических задач;
• предметно-центрическая ориентация исследований, нацеленных на выявление особенностей обучения взрослых в его институциональных формах (преимущественно в профессиональной сфере);
• индуктивно-эмпирическое развитие андрагогической мысли, основанное на описании и анализе явлений в сфере образования взрослых, сопоставлении и сравнении их с «детским» образованием;
• гуманистическая направленность исследований, рассматривающих образование как фактор компенсации упущенных возможностей и адаптации взрослых к требованиям научно-технической революции;
• практическая направленность исследований, нацеленных на совершенствование образовательных процессов;
• институализация, проявляющаяся в создании многочисленных кафедр, научно-исследовательских институтов, профессиональных объединений, издании журналов и т.д.
Второй этап развития андрагогики (1960—1970-е гг.) характеризуется осмыслением предмета исследования, задач и методов:
• углубление представления о позиции взрослого как об активном субъекте образовательного процесса, об определяющей роли мотивации в учебной деятельности;
• многозначность термина «образование взрослых», включающего социальные, психологические, экономические, дидактические аспекты;
• обусловленность образования взрослых многообразными факторами, не всегда поддающимися контролю и управлению;
• проблемную ориентацию, нацеленную на определение «исследовательского поля» андрагогики как области, состоящей из проблем и разнородных вопросов, ответы на которые лежат в сфере различных общественных наук;
• растущее внимание к экспериментальной работе, интерпретации фактов, полученных экспериментальным путем;
• углубление гуманитарной направленности исследований, рассматривающих образование как фактор самореализации взрослых;
• образование взрослых как средство социального и культурного развития стран.
Третьему этапу развития андрагогики как науки (1980—1990-е гг.) свойственны следующие факторы:
• отчетливо прослеживается главное направление исследований: от изучения макропроцессов к анализу достижений взрослых в сфере образования. При этом под достижениями понимается способность личности воспринимать действительность во всей ее противоречивости, развитие таких общезначимых качеств, как гражданственность, социальная мобильность, активное участие в жизни социума;
• учебная сфера перестает пониматься как обособленная сфера жизнедеятельности взрослого. Она должна интегрироваться с другими видами его социальной деятельности в единый и целостный процесс пожизненного обогащения духовного мира и созидательных потенций;
• формируются принципы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса. К ним отнесены: партнерские отношения, групповая работа, самооценка «учащимися» своих достижений и т.д.;
• расширяются функциональные обязанности работника сферы образования взрослых. Его компетентность включает: отзывчивость к запросам взрослых, способность оценивать их возможности (обучаемость), владение технологиями, адекватными возрастным и познавательным особенностям взрослых; что создает широкие возможности для удовлетворения запросов взрослых1.
Настоящий этап развития андрагогики (продолжая логику С.Г. Вершловского) — четвертый — также имеет свои особенности, обусловленные новыми задачами, поставленными перед образованием взрослых современным миром, его динамичным состоянием. Накопленные знания требуют систематизации, структурирования, их грамотного использования с помощью разработанных на их основе образовательных моделей и технологий.
В XXI в. образование взрослых обретает особую значимость как для общества, так и для отдельной личности в силу ряда причин:
• стремительная динамика процессов и явлений окружающего мира, которые надо понимать, воспринимать, адаптироваться к ним;
• увеличение плотности информационного пространства, постоянное обновление информации требуют умения работать с ней, используя современные технические средства;
• усиление субъектной позиции в социуме выражается в самостоятельности и ответственности за собственное жизнеобеспечение;
• процесс глобализации порождает необходимость причастности не только маленькому социуму и его субкультуре, но и самому большому — мировому сообществу с его тенденциями в культуре общей и профессиональной;
• переосмысление ценностей, в системе которых проявилось значительное несоответствие предпочтений между духовным и материальным. Стремление к гармонии, к равновесию дает в современных условиях толчок к осознанию ценностей и познанию мира внутреннего, укреплению духа, саморегуляции;
• обозначилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и, стало быть, увеличению дееспособного возраста, сопровождаемого сменой видов деятельности и необходимостью дополнительного образования;
• переход от крупного производства к малым предприятиям усиливает значимость общения в малых группах, самостоятельного решения проблем и предотвращения конфликтов, развития коммуникативных способностей.