Характеристика основных категорий педагогической антропологии

Основные категории педагогической антропологии – образование, развитие, обучение, воспитание.
Ключевой категорией педагогической антропологии является развитие, поскольку именно эта категория дает импульс остальным. Под развитием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вмести с появлением человеческого общества. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Под образованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие. Под термином образование понимают как процесс усвоения изучаемого материала и развития обучающихся так и результат обучения и овладение основами наук. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. Учащийся лишь формально отсиживает занятие. В процессе обучения необходимо решать следующие задачи: стимулирование общественно-познавательной активности учащихся, организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками. Развитие мышления, творческих способностей и дарований. Совершенствование учебных умений и навыков. Воспитание, образование и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенок обучается, развиваясь, и развивается, обучаясь.