Мировоззрение

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. Оно вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. Элементы системы: взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру и к своему месту в нём. Это результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Но знания должны быть актуальны для человека, т.е. иметь личностный смысл.

Убеждения – знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они выполняют регулятивную функцию.

Мировоззрение может быть научним и житейским, или стихийным.

В формировании мировозрения играют роль не только факты (элементы знания), но и нужно уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характерезующих действительность и её теоретические описания.

В младшем школьном возрасте даются начальные идеи, некоторые законы, в подростковом – диалектико-материалистическую концепцию мира, закономерности, связи. В юношеском – фундаментальные методологическиеидеи высокого уровня обобщенности, в этом активно участвует самосознание.

Средства: интеллектуальный компонент(знания), затем они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний (положительное эмоциональное состояние, обращение к личному опыту); практически-действенный компонент.

Важный фактор - социальная и профессиональная позиция педагога.

Цель гражданского воспитания - формирование гражданственности, как интегративного качества личности, заключаещего в себе внутреннюю свободу и уважение к госудврственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Факторы: усилия педагогов, семьи + особенности государственного устройства.

Духовность

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности.

2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.