Позитивистская традиция в философии науки

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли XIX в. - позитивизм, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность традиционного философского исследования.

Позитивизм возникает во Франции в 30-е гг. XIX в. Теоретические предпосылки позитивизма (Сен-Симоном), О. Конта (1798-1857), принято считать основоположником позитивизма. Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» (позитивной) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, что в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Конт обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен, - теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир (философии). Этим стадиям развития человеческого интеллекта соответствуют определенные формы хозяйства, общественного устройства, политики, искусства.

На теологической стадии духовного развития человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев.

Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте.

На третьей, позитивной, стадии познания, утверждал Конт, человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться открытием их законов, т.е. неизменных отношений последовательности и сходства явлений (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на вопрос «Как?», но не «Почему?», считал Конт.

В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности. Науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. Эти законы служат для описания фактов и имеют значение только для явлений (феноменов). Конт впервые предла¬гает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания.

В системе классификации Конта выделяются следующие науки - математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому.

С идеями, созвучными Конту, выступили Дж. Cm, Милль и Г. Спенсер. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Отсюда - отрицание познавательной ценности традиционных философских (метафизических) исследований и утверждение, что задачами философии являются систематизация и обобщение специально-научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания.

Во второй половине XIX в. «первый позитивизм» уступает место но¬вой исторической форме позитивизма - эмпириокритицизму или махизму. Основную роль на этом этапе развития позитивистского истолкования науки сыграли Э. Мах (1838-1916) - австрийский физик и философ. Основные работы: «Анализ ощущений и отношение физическому к психическому» (1886), «Познание и заблуждение» (1905). Р. Авенариус (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. Основная работа Авенариуса - «Критика чистого опыта» (1888-1890). Ж. А. Пуанкаре (1854-1912) - французский математик и методолог науки. Философы, представляющие это течение в позитивизме, стремились «очистить» естественнонаучное знание рт «остатков» умозрительных размышлений. Они сконцентрировали внимание на анализе ощущений, чувственного опыта как такового. Наука должна исследовать только ощущения. Ее задача - только описание, а объяснение объявлялось метафизической процедурой.