Основные задачи групповой психокоррекции

В самом общем виде цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов.

В поведенческой сфере эти задачи могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Более конкретно задачи групповой психокоррекции можно сформулировать следующим образом:

В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) групповая психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:

  • какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление органических или психических симптомов;
  • особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
  • как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими;
  • существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;
  • характерные защитные механизмы;
  • особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;
  • собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций.

В эмоциональной сфере групповая психокоррекция должна помочь клиенту:

  • получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога;
  • пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни;
  • пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
  • научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;
  • стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
  • научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния.

В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:

  • увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
  • приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
  • преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
  • развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
  • вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.