Становление психологии труда и инженерной психологии.

Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись -рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изуче¬нию роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «опрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии).

Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпо¬сылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни.

Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и я а принципе однозначного, фатального предназна¬чения человека для какой-либо одной профессии.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехни¬ка» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»).

Почему же в таком случае психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возро¬дилась лишь «двадцать лет спустя» уже как психология труда?

Кризис назревал внутри самой психотехники. Вместе с зарубежными методами ею заимствовалась чуждая, антигуманная по своей сути, методология. Сказывались пренебрежение к теории, погоня за цифрами без попыток проникнуть в стоящие за ними закономерности. Механистические позиции в профотборе приводили к грубым ошибкам, вызывавшим иногда необходимость накладывать затрет на отстранение людей от работы на основании психотехнических испытаний. А ликвидация безработицы в нашей стране, казалось бы, выбила почву из-под основного практического направления психотехники—"профотбора.

В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области.

Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека»

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

К концу 1930-х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более острым становился вопрос успешности управления человеком сложной техникой.

Под инженерной психологией понимают «научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина".

Субъект труда — "оператор" — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

 

Организацию в 1949 г. первого эргологического исследовательского общества в Англии принято считать датой рождения новой науки.

Становление инженерной психологии в 1940-1950-х гг. привело к утверждению понятия и идеологии «система "человек-машина"» (СЧМ); становление эргономики в 1960-х утвердило понятие «система человек - техника - среда»

Под эргономикой понимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника - среда» с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Основной целью эргономики является безопасность труда

Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧТС

Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда.

семь теоретических задач эргономики:

1.Pазработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.

2.Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

3.Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.

4.Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.

5.Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.

6.Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.

7.Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.