Контекст как общепсихологическая категория

Термин «контекст» заимствован психологией из языкозна­ния, где понимается как лингвистическое окружение определён­ной языковой единицы. В широком понимании «тест» — это лю­бая семиотически организованная последовательность знаков, поэтому данный термин можно использовать в любой сфере — естественный язык, обряд, произведение искусства, обучение и т.д. Потенциальным тестом является и человеческий поступок, который может быть понят как таковой, а не как физическое действие, только в диалогическом контексте своего времени как реплика, смысловая позиция, система мотивов (М.М. Бахтин). Контекст даёт правила, по которым строится перцептивный мир, создает целостную картину мира в виде схемы апперцепции, где восприятие предмета и его свойств зависит от прошлого опыта, актуальной ситуации, индивидуальных особенностей человека. Субъективная картина мира складывается из свойств вещей в их отношениях к нему и друг другу, поэтому одной из форм изме­нения картины мира субъекта является изменение отношения субъекта к объекту. Движение смысла от встречи с объектом до коррекции образа мира, по Е.Ю. Артемьевой, есть осознание его «старого смысла» — актуализация смысла; настройка сенсорных систем на вычерпывание определённого, актуализированного смыслом типа информации (здесь выделяются частные смыслы объекта, которые затем переформируются в новый смысл объек­та); принимается решение, — является ли «новый» смысл конф­ликтным по отношению к ядерной системе смыслов, и в случае неадекватности «старого» смысла перестраивается сама ядерная структура. К истолкованию и пониманию новых событий при­влекается весь объём прошлого опыта. Почти всё, с чем сталки­вается взрослый человек, может быть как-то соотнесено с тем, что уже знакомо ему по прошлому опыту. И если новая инфор­мация находится в противоречии с его опытом, его понятийная структура противится пересмотру.

Применительно к субъекту можно говорить о личностном контексте как внутренней целостности в его отношениях с вне­шним миром, опосредованных прошлым опытом. В эту целос­тность влияют только те внешние причины, которые «действу­ют через внутренние условия» (C.Л. Рубинштейн).

Таким образом, контекст можно определить как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятель­ности человека, влияющих на особенности восприятия, пони­мания и преобразования им конкретной ситуации, определя­ющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. Внутренний контекст — это система уни­кальных для каждого психофизиологических, психологических и личностных особенностей и состояний, установок, отноше­ний, знаний и опыта; внешний контекст — система предметных, социальных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия, поступка, самой жизни человека. Интеграция множества смыслообразующих контекс­тов в его психике, сознании, мышлении, поведении и деятель­ности создаёт неповторимый для каждого человека образ мира и себя в нём, выступает механизмом порождения разнообразия человеческих индивидуальностей в процессах жизнь, професси­ональной деятельности и образования.