Гиперличность

Облик личности во многом определяется тем, как она вхо­дит в межличностные отношения. Мы будем рассматривать эти отношения как процесс, приводящий к образованию ги­перличности — структуры межличностной, отрывающейся от локализации в одном единственном теле.

Любовь силой чувств может создать гиперличность, но неус­тойчивую. Устойчивость может возникнуть только тогда, когда сила чувств оказывается достаточной для такой перестройки гиперличности, когда коэффициенты корреляции приобрета­ют существенное значение, может быть, даже начинают при­ближаться к единице.

Гипноз, так же, как и самогипноз, в своих мягких и почти не замечаемых проявлениях, по-видимому, оказывается обыч­ным явлением в нашей повседневной жизни. Ареной деятель­ности здесь становится семантическое поле, на котором проис­ходит взаимодействие личности с собой и с другими личностя­ми. Способность быть подверженной гипнозу — это показатель гибкости личности, её способность образовывать не только ги­перличность, но и мультиперсональную личность.

Итак, что же есть личность?

Личность — это текст, способный самоинтепретировать са­мого себя в соответствии с новой ситуацией. Этот текст спосо­бен ещё и к самообогащению и к агрегатированию себя с дру­гими текстами. Личность выступает перед нами в своей много­гранности и ускользает от нас за этими гранями. Эта способ­ность быть иллюзорной и есть главная, не схватываемая нами, особенность личности.

В этом, прежде всего её сущность. Иллюзорность личности — в её спонтанности.

Личность — это спонтанность, т.е. открытость вселенской потенциальности. Способность попадать в резонанс с ней. Смыслы неразрывно связаны со спонтанностью их появления. Спонтанности мы должны приписать статус философской категории. Издревле люди хотели преодолеть эту категорию, свести её к чему-то более простому. Проще всего было свести её к воле Творца. Но спонтанность не умолкала, и тогда понадо­бился образ всемогущего Дьявола. И этого оказалось недоста­точно. Тогда на сцене появилась случайность. Но случайность — это всё же не спонтанность. Случайность объясняет случай­ное поведение элементарного события, механического по сво­ей природе. Спонтанность относится к изменению тестов, к изменению смыслов в их взаимосвязанности, т.е. к имеющему смысл изменению смыслов. И разве готовы мы априори к тому, чтобы признать возможность появления смыслов из нового, но по-прежнему механистического понимания случайности, если оно даже будет связано с представлением о термодинамике не­равновесных систем?

Мы до сих пор не понимаем природу спонтанности, а, сле­довательно, не понимаем смысловую природу человека.