Вероятностная модель языка (Необычное-измененное состояние сознания как прямое проявление прерывности мышления)

Одной из составляющих мышления является коммуника­ция человека с самим собой. Рефлективное мышление — это дискретное управление континуальным потоком мысли. Чело­век на дискретном уровне задаёт вопрос самому себе, своему спонтанно протекающему мыслительному процессу. Получая какой-то ответ, он анализирует его на логическом уровне, и, если ответ его не удовлетворяет, то ставится следующий, ви­доизменённый вопрос. Открытие — это неожиданно пришед­ший в голову ответ на содержательно поставленный вопрос. Логическими средствами осуществляется только постановка задачи и проверка найденного решения, которое приходит как озарение. Ж. Адамар пишет «Я утверждаю, что слова полно­стью отсутствуют в моём уме, когда я действительно думаю». А. Эйнштейн писал: «Слова, написанные или произнесённые, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мыш­ления. Психическими элементами мышления являются неко­торые более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы».

Приведенные примеры показывают, что творческое озаре­ние связанно с выходом за границы логического мышления. Но осмысливание новых идей происходит на логическом уровне. Сознание человека должно быть подготовлено к восприятию новых, всё усложняющихся построений. Мы должны при­знать, что рефлективное сознание человека оказывается спо­собным зачерпнуть из континуально потока мысли только то, к осмысливанию чего оно оказывается подготовленным своими предшествующими логическими построениями. Но логичес­кое осмысливание, если оно ведёт к построению необычных конструктов — это также некоторое озарение.

Можно думать, что в творческом процессе, как и в нашей повседневной речевой деятельности, происходит постоянное взаимодействие между континуальной и дискретной составля­ющими нашего мышления. С помощью логики мы надеемся, что-то осмыслить из неисчерпаемого богатства континуальных потоков, но, осмысливая в рамках четких категорий, через ко­дирование смысла в дискретах, настолько сужаем смысл поня­того, что потом снова возвращаемся к размытым континуаль­ным представлениям. В этом особенность нашей культуры, в этом её неразгаданная тайна.