Особенности добрачного и предбрачного семейного консультирования

Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности.

Особенности добрачного и предбрачного консультирования:
Специфика консультирования определяется возрастом и особенностями запроса клиентов, теми актуальными задачами, которые стоят перед человеком на его жизненном пути. Анализ запросов молодых людей показывает, что чаще всего их беспокоят следующие проблемы:
• отсутствие любимого человека («никто меня не любит», «не могу познакомиться, встретить...»);
• разрыв с любимым человеком («меня бросили», «не знаю, почему мы расстались»);
• взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера («что делать с родителями?»);
• трудности общения с партнером («он меня не понимает..», «мы часто ссоримся»);
• добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»);
• безответная любовь, непонимание и др.
Как правило, человек не ставит перед собой задачу найти и выбрать наиболее подходящего брачного партнера. Молодых людей больше беспокоит то, удается или не удается им быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным человеком, удается ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач.

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания:

• научиться устанавливать близкие интимные отношения;
• научиться ритуалу ухаживания, то есть характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
• освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
• определить для себя, хочется ли вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим является какой-либо иной способ построения межполовых отношений.
При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности (поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы), которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т. д.
Поэтому фокусом рассмотрения при добрачном консультировании являются следующие вопросы: опыт общения с представителями противоположного пола (опыт эмоционального и делового взаимодействия с ними); особенности выбора партнера, динамика отношений с ним; модель родительской семьи; индивидуальные личностные особенности. 

Консультирование как информирование

Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц.

Консультирование по телефону доверия

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность.

Индивидуальное психологическое консультирование

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы:

1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?

2. Как Вы представляете себе распределение ролей в семье?

3. Как далеко Вы собираетесь жить от родителей? И т.д.

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент.

Возможно, это личная проблема и ее причины – в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования. В добрачном и особенно предбрачном консультировании эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии. Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента (или предбрачной пары).

Групповое психологическое консультирование

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми. Основным в этом виде консультирования является групповая динамика, мастерство тренера проводящего занятие и правильно подобранные психотехники. 

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА МЕТОДИК В РАМКАХ ДОБРАЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПАРЫ (пример из книги: Румянцева Т.В. "Психологическое консультирование")

Первоначально на консультацию пришла одна девушка 20 лет (П.). Запрос: «Сомневаюсь, насколько я нравлюсь своему молодому человеку. Как будут развиваться наши отношения?». Л. и ее молодой человек (С.) — студенты разных вузов. Л. приехала учиться из другого города, живет на квартире.
С. живет с родителями. Молодые люди на момент начала консультирования знакомы полгода, встречаются примерно раз в неделю, вместе ходят на дискотеки, в кино. До встречи с С. у девушки уже был опыт ухаживания за ней молодого человека который оставил ее, влюбившись в ее подругу.
На повторную встречу с консультантом пришли оба молодых человека. Внешне они представляли собой очень красивую пару: она — симпатичная брюнетка, он — привлекательный блондин.
Молодыми людьми были выполнены следующие методики:
«Полоролевые портреты», «Круги взаимоотношений»,
тест «Семейная социограмма».

Результаты выполнения методик

Сначала рассмотрим выполнение и обработку заданий девушки, затем — выполнение и обработку заданий молодого человека.

Выполнение методики «Круги взаимоотношений» девушкой.

teste2

Данная методика выявляет, что Л. воспринимает себя и партнера как равных по значимости людей. Хочет более близких (симбиотичных) отношений с партнером в будущем (появляется небольшое наложение кругов), в настоящий момент времени отношения автономные (круги соприкасаются).
Предполагает, что ее молодой человек относится к ней более прохладно, чем она к нему, его отношение к себе трактует как имеющее дистанцию (круги на расстоянии). В целом именно желаемые отношения в будущем заботят ее больше всего (круги, символизирующие это, нарисованы с большим нажимом, имеют более толстые границы).

Выполнение методики «Полоролевые портреты»

Результаты Л. очень нетипичны для девушки ее возраста: среди оценок характеристик ее полоролевых портретов преобладают «±», что говорит, с одной стороны, о высокой степени взвешенности ее полоролевых представлений, с другой стороны, о недостаточной внутренней определенности относительно тех
или иных качеств (эту определенность она хочет получить от консультанта). Идеальные портреты являются реалистичными, причем идеальный образ женщины является менее определенным для нее (в нем больше «±»), чем образ мужчины (в нем больше «+»). Она не совсем уверена, насколько хороши те качества, которые считает желательными для женщины. Обращает на себя внимание то, что ее отношение к реальным представителям обоих полов в большей степени подвержены стереотипам, чем идеальные образы. Отмечается недостаточная согласованность полоролевых представлений. Так, одни и те же качества оцениваются по-разному в разных портретах (например, «понимающий», «спокойный»). В описании мужских портретов в большей степени представлены индифферентные качества (морально-этического порядка, связанные с воспитанием), что говорит о более высоких стандартах оценки по отношению к мужчине.

Выполнение девушкой теста «Семейная социограмма»

Анализ выполнения рисунка семьи показывает сильную привязанность девушки к своим родителям (они присутствуют и в настоящей, и в будущей семье), сильное влияние их модели взаимоотношений на представления о желаемых отношениях между мужем и женой (изображение взаимоотношений у родителей и своих взаимоотношений с партнером совпадают). Это подтверждается в беседе: Л. говорит, что очень скучает по родителям, они выступают для нее образцом в жизни.
Тем не менее можно отметить различия в представлениях относительно настоящей и будущей семьи: на границе семейного пространства настоящей семьи находится она сама, а в будущей семье — ее родители. Ребенок представлен как возможный член семьи.

Выполнение методики «Круги взаимоотношений» молодым человеком

teste1

Данная методика выявляет, что С. в целом воспринимает себя и партнершу как равных по значимости людей. У него высокая потребность в симбиозе, слиянии с партнером в отношениях (уже на момент знакомства круги соприкасаются). Считает, что его взаимоотношения с Л. в настоящем уже идеальные, они такие, какими он видит и свои желательные отношения (симбиоз и в задании Б, и в задании В). Предполагает, что его девушка точно так же расценивает их отношения,
как и он (проецирует свое отношение).
Выполнение методики «Полоролевые портреты» выявляет завышенную оценку своего пола (типичный юноша не имеет недостатков), сильную подверженность стереотипам. Имеется хорошая согласованность полоролевых представлений. Первостепенное внимание отводится внешним данным как при оценке представителей противоположного, так и своего пола. Личностные качества отмечены только в идеальном портрете мужчины. Необходимо отметить наличие семейных ролей только в идеальном портрете женщины.

Выполнение теста «Семейная социограмма» молодым человеком.

Методика выявляет, что С. считает девушку своей избранницей, вопрос о семейной жизни с Л. для него уже решен. Причем есть большая разница в расстоянии между кругами в методике «Круги взаимоотношений» и «Семейная социограмма ». В первой методике желаемые отношения рисуются как симбиоз, во второй — как отчужденные. Возможно, это связано с традиционной моделью семьи: отношения между супругами должны быть функциональными, каждый выполняет
свою роль. Один зарабатывает деньги, другая смотрит за домом и воспитывает детей. Такая модель присутствует в отношениях родителей молодого человека. Ребенок в будущей семье представлен отчетливо.

Общая интерпретация

Отмечается достаточно отчетливая разница как в личностных особенностях молодых людей (их полоролевых представлениях, уровне симбиотичности, подверженности стереотипам, направленности личности), так и в их моделях семьи. Л. довольно реалистичная, критичная, интеллектуальная, самостоятельная девушка, с достаточно высоким уровнем дифференциации «Я», но на данный момент сомневающаяся в себе. Молодой человек отличается самоуверенностью, высокой потребностью в симбиозе.
Каждый из них придерживается модели своей родительской семьи, которые являются противоположными (у Л. андрогинная семейная модель, у С. — традиционная). Прогноз совместимости в целом неблагоприятный. Можно предположить, что Л. интуитивно чувствует различия между собой и С, но недостаток открытого общения между ними мешает ей это понять отчетливо. Она думает, что С. отчужден от нее, поэтому не общается с ней глубоко, а для него это норма отношений, устраивающая его полностью.

Комментарии и рекомендации молодым людям

Консультантом было отмечено, что их объединяет позиция равенства по отношению к партнеру, близкий подход в оценке качеств своего и противоположного пола (приоритет традиционного подхода), благоприятным моментом является также способность взвешенно подходить к оценке полоролевых качеств (у обоих есть «±»).

Было сказано, что в реальности С. очень хорошо относится к Л., воспринимает ее как спутницу жизни. Однако есть то, что может мешать им хорошо понимать друг друга: приоритет традиционного подхода и различия в семейной модели. Чтобы лучше понимать друг друга и развивать свои отношения дальше, необходимо больше времени уделять глубокому совместному общению, с уважением принимать отличия друг друга.
Что не было сказано и почему: вывод относительно неблагоприятного прогноза дальнейших взаимоотношений не был высказан в силу того, что пара находилась на стадии симбиоза, когда отрицательная информация о партнере не воспринимается, а тот, кто ее несет, не принимается всерьез и осуждается. Итоговая интерпретация была высказана в русле ответа на запрос.